IPHosting (платный профессиональный хостинг)

Здравствуйте, Гость

Главная страница » Бизнес » Варианты заработка » Как открыть частную школу

Как открыть частную школу

Добавлено: Элина | 17.07.2009
Просмотров: 16669
Слов: 2244
Рейтинг: 2.50


Предприниматель Наталья Крапивина, директор компании Brandstorm, в прошлом учебном году сменила для своего тринадцатилетнего сына Артема четыре государственные школы. Всякий раз причин было множество — бесконечные поборы, трения с директором и рассказы сына вроде: «Географичка говорит, что мы идиоты, и стучит линейкой по голове!» Наталья все чаще подумывает о частной школе, но до конца не уверена, дадут ли там ребенку достойный объем знаний, подготовят ли в вуз. Да и платить придется около 10 тысяч долларов в год…
Частную или государственную школу выбрать? Такой вопрос встает перед многими родителями (а не только перед Натальей) задолго до начала каждого учебного года. Среди успевших сделать выбор в пользу частной школы, по данным исследования Topschools от компании Begin Group, 67% считают свой опыт удачным, при этом 42% отзываются о предшествовавшем взаимодействии с частными школами негативно. В то же время вокруг негосударственного образования ходит столько слухов, что те, кто еще с ним не сталкивался, нередко испытывают к частным школам недоверие. Чтобы развеять многие слухи, иногда достаточно познакомиться поближе с тем, что представляет собой сегодняшняя российская частная школа и в каких условиях она работает. Бизнес это или не бизнес?
«НОУ бизнес!»

Начиналось все, как водится, на заре кооперативного движения в России. Именно в форме кооперативов в начале 1990-х годов и стали в Москве создаваться первые частные школы. Официальный же статус негосударственного образовательного учреждения (сокращенно — НОУ) они получили лишь после того, как в 1992 году был принят закон «Об образовании».

С точки зрения законодательства НОУ — это некоммерческие предприятия, со всеми вытекающими из этого статуса ограничениями в хозяйственной деятельности и распределении прибыли. Источники дохода любой частной школы — это вступительные и ежемесячные взносы, спонсорская помощь, гранты и государственные дотации.

По мнению большинства экспертов, частную школу можно назвать бизнесом с очень большой натяжкой.

— Я знаю массу случаев, когда человек, который открыл школу, не интересуется прибылью — просто потому, что он учит в этой школе собственных детей. Есть компании, которые открывают школу «для своих» («Газпром», например) и, как следствие, не только не требуют от такого предприятия сверхдоходов, но и субсидируют его, — говорит Наталья Виноградова, руководитель УЦ «Перспектива».
— Без государственной поддержки этот, с позволения сказать, «бизнес» вообще не смог бы существовать, — уверена Ирина Боганцева, директор «Европейской гимназии». — Нам предоставляются помещения с арендной платой гораздо ниже рыночной. Иначе никакие родители не потянули бы эту ренту. Кроме того, в Москве ввели нормативное финансирование для негосударственных школ. Раньше тоже финансировали, но нестабильно, по принципу «что со стола упадет». Сейчас же я могу, зная количество учеников, рассчитать до копейки, сколько мне дадут.
Вплоть до прошлого года частные школы, как образовательные учреждения, имели немало налоговых льгот. Но поправки к закону «Об образовании» и новый Налоговый кодекс лишили НОУ большинства привилегий. «Мы сегодня, как банки и нефтяные компании, платим налог на имущество и землю», — говорит Наталья Виноградова. Не освобождены НОУ и от налога на прибыль, если таковая образуется. Зато не нужно платить НДС, что само по себе — большое подспорье.
— Государство нас поддерживает… Но сказать, что пестует, холит и лелеет, нельзя, — говорит Ирина Боганцева. — За прошедшие пятнадцать лет отношение государства стало более позитивным. По крайней мере, чиновники привыкли к тому, что частные школы существуют: это ни у кого из них, как бывало раньше, не вызывает шок.

У «ветеранов», работающих на рынке частного школьного образования по десять–пятнадцать лет, помещения находятся, как правило, в собственности.

Школа «Самсон», например, с 1996 года обосновалась в здании бывшего детского сада. Пришлось провести серьезную перепланировку и ремонт и достраивать спортивный комплекс с бассейном. «Европейская гимназия» шесть лет назад выкупила половину школы и только сейчас приблизилась к тому, чтобы окончательно рассчитаться по кредиту. Но, как ни крути, собственное помещение дает школе гарантию стабильности и возможность серьезно развивать «матчасть». Ирина Боганцева говорит, что вкладывала бы деньги и в ремонт арендованного помещения, если бы аренда была долгосрочной — например, на десять лет. Но мало кто из арендодателей по нынешним временам готов заключать договор на таких условиях.

Школам, снимающим помещения, подчас приходится несладко. Сейчас, например, в самом разгаре конфликт, возникший вокруг школы «Аспекты образования», что работала в районе станции метро «Беляево». У здания поменялся собственник, и в июле школу попросту выкинули из занимаемого помещения — еще до истечения договора аренды. Со слов директора Елены Мартышевой, все это напоминало рейдерский захват: три десятка человек силой прорвались в помещение и забаррикадировались внутри. Школа, кстати, занимала здание на протяжении тринадцати лет и служила экспериментальной площадкой Российской академии образования.

Не свои помещения — серьезное ограничение для этого рода деятельности. Ирина Чапланова тоже жалуется на отсутствие ощущения стабильности, хотя школа «Приоритет», директором которой она является, имеет договор аренды на пять лет. «Многие директора могли бы сделать больше, но просто боятся вкладывать деньги», — объясняет Наталья Виноградова.

Догадайтесь, кого власти попросили освободить помещения, как только здания бывших детских садов вновь понадобились городу? Правильно, все те же негосударственные школы. Отмена льготной ставки аренды «из-под города» в 2006 году тоже сильно ударила по НОУ. Как следствие, расценки на частное школьное образование сразу же поднялись на 30–40%.

В целом же количество негосударственных школ на московском рынке за последние пять–шесть лет остается стабильным. Какие-то из них закрываются, на их место приходят новые. Многие считают, что частных школ в Москве может быть гораздо больше, но мало кто торопится в эту нишу.

— Дело даже не в сложности лицензирования, — говорит Наталья Виноградова, — а в выборе помещения, приспособленного для образовательных нужд. Пока оно не будет соответствовать требованиям Роспотребнадзора, пожарной безопасности и условиям лицензирования, определенным еще в 1993 году, никто не даст вам лицензию.

Сами условия лицензирования стабильны, излишних придирок, утверждает эксперт, нет.

Плата за обучение, которую устанавливают школы, естественно, не берется с потолка.

— Невидимая рука рынка и здесь наводит порядок, — разъясняет Ирина Боганцева. — Если в одной школе плата составляет 500 долларов в месяц, а в другой — две тысячи, то это не значит, что во второй качество образования в четыре раза выше. Но и чудес не бывает. Есть какой-то ценовой предел, ниже которого, я считаю, обеспечить качественное образование уже нельзя. Лучшие преподаватели не будут учить бесплатно или за идею. Поэтому уровень оплаты может служить определенным критерием при выборе школы. Меня часто спрашивают: почему вы столько денег берете? Я столько беру, потому что больше не дают — на том уровне, на котором готовы платить. А на что потратить — так у меня такой список, чего я для школы еще не купила и не построила!

«Бизнес-журнал» попросил своих собеседников оценить, какова, на их взгляд, минимальная планка стоимости обучения в частной школе в Москве, при которой не страдает качество образования. Большинство назвало сумму в 15 тысяч рублей в месяц.

Кабинет директора

Специфика деятельности диктует свои требования и к школьным управленцам. Директор постоянно находится между молотом (родителями учеников) и наковальней (государством). «Обладая правом выдавать аттестат государственного образца, мы должны соответствовать стандартам, спускаемым сверху, — объясняет Владимир Лазарев, директор школы «Премьер». — Родители же зачастую требуют от директоров совершенно другие вещи: компьютерную грамотность, много английского, драму, экономику. Приходится тщательно продумывать программу, чтобы угодить и тем и другим, не в ущерб качеству образования». Частные школы приближены к рынку и зависят от спроса. Жизнь требует одного, а министерство — другого. У родителей школьников разговор короткий: если у вас есть то-то и то-то, то мы приходим и приносим деньги. Вот так и живут НОУ, упражняясь в гуттаперчевости.

Школа требует высоких стандартов и от учителей. Найти хорошего преподавателя достаточно проблематично. Достойные оклады помогают, но это не универсальное средство. Учителя в негосударственном секторе тоже гораздо ближе к школьникам и их родителям. «У нас все прозрачно: регулярно проходят встречи с родителями, где им объясняют, на что тратятся ежемесячная оплата и немаленький (в среднем 30–60 тысяч рублей. — Прим. ред.) вступительный взнос», — говорит Владимир Лазарев.

Руководят школами как директора-педагоги, так и не педагоги. Кому это удается лучше? Точного ответа нет. Директор НОУ обязан быть предпринимателем, маркетологом, коммуникатором, даже политиком. «Для того чтобы образовательное учреждение функционировало и развивалось, нужны постоянные инвестиции, — поясняет Ирина Боганцева. — Именно педагог понимает, какие это должны быть инвестиции. А бывает так, что финансами и менеджментом занимается не педагог. Менеджер, нацеленный только на финансовую отдачу и снижение издержек, может погубить школу. Родители готовы платить не просто так, а за что-то. Не только за бытовые условия, не только за еду хорошую, а за академические успехи. А обеспечить это, поверьте, гораздо сложнее, чем организовать для учеников четырехразовое питание».

Впрочем, бывают и противоположные ситуации. Педагоги открывают свою школу, но они такие неважные менеджеры, что у них все разваливается. Со своими прекрасными идеями они элементарно не умеют заработать денег. Подводя итог, можно сказать, что успешны лишь те школы, где директор — учредитель, готовый вкладывать и умеющий зарабатывать.

Дорогие первоклашки!

Ежегодно частным школам приходится сдавать своего рода «вступительные экзамены» перед родителями. Каждый ученик приносит с собой не только цветы, но и вступительный взнос. Школы конкурируют за «дорогого» первоклашку, последовательно выстраивая свой образ в глазах родителей: завоевывают награды в престижных конкурсах, участвуют в олимпиадах, считают число медалистов и процент поступивших в престижные вузы страны и мира, внедряют инновации и благоустраивают территорию. Практически везде есть трех– пяти-разовое питание, спортивные залы, бассейны, местами корты и театр. Отдавая ребенка в частную школу, родители часто думают о том, как оградить его от дурного влияния. Малокомплектность классов и ценовые требования, конечно, еще не гарантируют хорошей компании, но эту проблему администрация школы пытается решить, отбирая учеников. «Я принимаю далеко не всех, смотрю прежде всего на адекватность детей и родителей», — признается Ирина Боганцева («Европейская гимназия»).
Родители же выбирают школу по самым разным критериям, и все же, согласно опросу портала 7ya.ru, основополагающее значение имеет в первую очередь репутация школы (57% опрошенных), квалификация педагогов (55%), близость к дому (43%). На отзывы знакомых ориентируется 35%, а материальную базу внимательно изучают 11% принимавших участие в опросе родителей.

Несмотря на то, что частных школ в Москве, принимая во внимание гигантские размеры мегаполиса, немного — 220–240, сделать выбор отнюдь не просто. Гимназия, школа здоровья, кадетская школа, итальянская, французская, художественная, юридическая — на какой остановиться?

Если обычные школы работают до 14–15 часов, а дальше — либо в кружки с бабушкой, либо домой самостоятельно, то практически все «частники» функционируют в режиме полупансиона: школьник может здесь находиться до 18:00, а нередко и до 21:00. На рынке существуют и пансионы, ученики которых остаются в школе на всю неделю, а к родителям приезжают только на выходные и каникулы. В пределах МКАД школ-пансионов уже практически не осталось: все перебрались за город. Стоимость обучения здесь, как правило, немного выше, а в школах, расположенных в «зоне повышенного комфорта и доходов» — на Рублево-Успенском шоссе, — достигает 80 тысяч рублей в месяц. Однако встречаются достаточно «бюджетные» пансионы. Можно, например, платить 25 тысяч рублей в месяц — и ребенок будет учиться, а заодно и укреплять здоровье в 75 км от столицы, в «Сосновом Бору».

Пожалуй, самые интересные с академической точки зрения школы — это те, что ведут научно-исследовательскую деятельность. Свои наработки в той или иной области они представляют на аккредитацию государственной комиссии, а та уже присваивает школе тот или иной статус. Так, «Самсон» получил статус «школы здоровья», «Эллада» — «школы с углубленным художественноэстетическим развитием», «Перспектива» — с углубленным изучением иностранного языка, а «Европейская гимназия» и «Премьер» имеют международный статус школ бакалавриата.

Школьная линейка

Выбор школы для чада усложнен из-за отсутствия внятной системы оценки образования в нашей стране. В России регулярно публикуются TOP-10 и TOP–20 лучших частных школ, но ни один из опрошенных «Бизнес-журналом» директоров не готов признавать их объективность. «Рейтинги эти — ерунда, потому что включают самые фантастические показатели: площадь двора в квадратных метрах, количество логопедов на одного ученика, число книг в библиотеке», — сетует Ирина Боганцева.

В Великобритании рэнкинги частных школ имеют давнюю традицию, и главным критерием оценки служат результаты экзаменов GCSE и A-level, которые для выпускников одновременно являются вступительными экзаменами в вузы. Самый известный рейтинг школ от The Financial Times учитывает академическую успеваемость на основе суммарного среднего балла, полученного каждым учеником, и среднего балла всех школьников на каждом экзамене.

Теперь, когда у нас в стране появился Единый государственный экзамен (ЕГЭ), рэнкинг по английскому образцу имел бы смысл. Пусть даже эта «линейка» — несовершенная и кривая, но она одинаково кривая для всех, что придает ей вид объективного инструмента.

«Когда будет наработана единая база по оценкам, можно будет делать независимый рейтинг школ по успеваемости», — соглашается Владимир Лазарев из «Премьера». ЕГЭ, по его мнению, неплохая идея, но нужно понимать, что для объективной оценки не все предметы можно представить в виде тестов.

Но пока «мерить нечем», на что же смотреть родителям, выбирая школу? Естественно, первым делом на документы — лицензию и сертификат. «Аккредитованная школа имеет право выдавать выпускникам свой сертификат с гербовой печатью, и этот аттестат признается всеми вузами страны», — поясняет Наталья Виноградова. По закону частная школа должна иметь лицензию, а вот аккредитацию — вовсе не обязательно. Аккредитацию можно получить лишь после пяти лет деятельности, и 90% московских частных школ ее имеют. Тем более что это выгодно самим школам — поскольку только аккредитованные могут рассчитывать на нормативное финансирование из бюджета. «Но даже если у школы аккредитации нет, это не страшно, — говорит Наталья Виноградова. — Дети просто сдают экзамены в базовой школе округа, которую назначают для таких ситуаций, и получают обычный аттестат».

Стоит также обратить внимание на то, как давно работает учебное заведение. «Молодая» школа, сколь прекрасными ни были бы намерения ее педагогов, сама еще мало чему научилась, полагает Ирина Боганцева. Коллектив учеников и учителей складывается не за один год. Неплохо бы узнать мнение о школе учеников и их родителей. Регалии педсостава в виде званий «Учитель года» и прочих — тоже изрядные плюсы. Вполне нормально в частной школе (в отличие от государственных) воспримут и ваше желание поприсутствовать на уроке.
Словом, выбирать нужно скрупулезно, но не забывать и о том, что идеальных школ не бывает. «Школы, в которой учились бы одни ангелы, а архангелы им преподавали, в природе просто нет», — резюмирует Ирина Боганцева.

Об авторе

Екатерина Чинарова Бизнес журнал



Условия перепечатки

При репосте статьи "Как открыть частную школу", пожалуйста укажите источник - сайт http://www.iphosting.ru/ (Платный профессиональный хостинг) — и информацию об авторе.
Смотрите также

Как правильно продавать компакт-диски?
Хочется кого-нибудь убить! Не все время, но фрагментально возникает такое желание. Понятное дело, что при нормальной психике события будут развиваться только на экране монитора. Иду в магазин и пытаюсь купить нормальную игру-«стрелялку» от первого лица... Как же сложно сделать эту покупку! Продавцы меняются с периодичностью раз в неделю, многие вообще компьютеры только по телевизору видели. Сюжет не знают, технические требования - только те, что прочитали на самом CD... Тут уже и продавца «грохнуть» хочется. Да, день наполовину испорчен...

Свежие бизнес идеи и предложения
Многие из начинающих бизнесменов не знают какую сферу деятельности выбрать. Проблема выбора осложняется из-за того, что большинство новичков располагают довольно ограниченными денежными средствами.