Инвестиции в продовольственные магазины.
Добавлено: Элина | 09.10.2009 |
Розничный рынок практически безразмерен. Это означает, что на все 100% он не насытится никогда. Рассмотрим рынки более развитых стран, где объем розницы намного больше, чем у нас. Например, итальянский. Тут можно заметить, что в больших городах размер неудовлетворенного спроса достигает 30–40% от общего оборота розничных магазинов. Отечественный же рынок сейчас насыщен не более чем на 70%. И главный «двигатель» этого бесконечного процесса — рост доходов населения.
Место под солнцем для «магазина на углу»
Статистика свидетельствует: если до супермаркета приходится добираться более 10 мин., многие предпочтут сделать покупку рядом с домом. Поэтому открытие «магазина на углу» сулит неплохую прибыль. Если, конечно, правильно подобрать помещение и грамотно выстроить все бизнес-процессы.
Как известно, в столице найти площади совсем непросто. Поэтому многие из тех, кто желает начать работать в торговле, предпочитают покупать действующие предприятия, а не создавать новые. На рынок торговых площадей влияют несколько противоположных факторов. С одной стороны, ритейл сохраняет инвестиционную привлекательность, и спрос на помещения не ослабевает. С другой — платежеспособность жестко ограничена. По прогнозам экспертов, этот рынок в Москве вплотную подступил к точке перелома, и в скором времени нужно ожидать спада.
Помимо размеров торговой точки и величины товарооборота стоимость магазина определяется месторасположением и тем, работает он на арендованных или на собственных площадях. К примеру, продуктовый магазин в районе Покровки, расположенный на собственных площадях, стоит порядка 900 тыс. долл., а аналогичный в Митино, арендующий помещение, — всего 90 тыс. долл. Не правда ли, ощутимая разница?
Сейчас средняя стоимость магазина составляет примерно 230 тыс. долл. Понятно, что действующая торговая точка, приносящая реальный доход, стоит дороже простой коммерческой недвижимости. Арендные ставки на престижные торговые площади этим летом колеблются от 700–850 долл./кв. м в год в зоне третьего транспортного кольца до 2000–2300 долл. внутри Бульварного. В «спальных» же районах этот показатель составляет от 180–250 долл. за 1 кв. м в отдельно стоящем здании до 200–380 долл./кв. м за помещение, расположенное в жилом доме. Максимальная арендная плата за торговую точку с высокой покупательской активностью в таком месте достигает 450–600 долл./кв. м.
Как выбрать местоположение?
Сделать это просто. Мимо вашего магазина должны проходить какие-нибудь трассы и дороги. Необязательно, чтобы это было шоссе, пусть это будет хотя бы пешеходная тропа от автобусной остановки к ближайшему жилому массиву. Магазин должен быть заметен, а его помещение удобно. Очень важно иметь хорошие подъездные пути и парковку.
Но прежде чем принять окончательное решение, стоит провести маркетинговое исследование. Рассуждайте здраво: если в районе жесткая конкурентная ситуация, на каждом шагу крупные сетевые магазины, если вы хотите ориентироваться на какую-то узкую и высокодоходную группу, то имеет смысл обратиться за помощью в опытное консалтинговое агентство.
Специалисты помогут определить, какие пустые доселе ниши существуют в данном районе, на чем вам лучше специализироваться, какая группа клиентов не охвачена вниманием крупных сетей, как построить ассортимент, разработать концепцию маркетинга и продвижения.
Очень важны советы специалистов по выбору торгового оборудования. Одна из самых распространенных ошибок непрофильных инвесторов — несоответствие количества приобретаемого оснащения масштабам магазина. Консалтинговое агентство поможет провести все необходимые исследования и даст рекомендации. Эта услуга в среднем стоит от 3 до 10 тыс. долл. Если же заказчик попросит составить еще и бизнес-план, ему придется доплатить 20–30% от стоимости исследования.
Действуем сами
Потенциальных посетителей вашего будущего магазина можно условно разделить на три группы. Первая — это люди, совершающие импульсивные покупки (для немедленного потребления). Вторая группа — те, кто по выходным запасается большим количеством основных продуктов в супермаркете, а в «магазин у дома» забегает за молоком и хлебом. И третья — люди, совершающие все покупки в ближайшем к подъезду магазине. Среди них могут быть и те, у кого нет автомобиля (а значит, возможности съездить в отдаленный супермаркет), и ограниченные в передвижении пенсионеры, и интенсивно работающие люди, у которых не хватает времени на нормальный шоппинг. Какая из этих групп будет доминировать в вашем магазине, зависит от его позиционирования и специализации. Поэтому первым делом необходимо выбрать, на какую из данных групп вы станете ориентироваться.
Следующий этап — ассортиментная матрица и цены. Желательно, чтобы в этот момент вы занимались не только ассортиментом. Обязательно сделайте прогноз оборота и активности спроса на различные группы товара. Учтите, в Москве средний чек в «магазине у дома» составляет, как правило, 100–150 руб.
Определите, что станут раскупать быстрее? Молоко или хлеб, мясо или бакалею? Ассортимент вашего магазина должен, с одной стороны, повторять набор продукции конкурентов, включать основные товарные группы. Так потребитель не почувствует себя ущемленным. С другой — иметь редкие товарные группы (их нет у соседей). А лучше в большем количестве и разнообразии. Кроме того, можно смело смещать акцент в сегменты, не представленные в других магазинах. Так, если конкурент активно торгует мясом, делайте упор на свежей рыбе и т.д. Успехом у покупателей пользуется экзотическая провизия, свежая выпечка или, например, нарезка купленных продуктов. Обычно среднестатистическому магазинчику подобного типа для удовлетворения потребностей усредненного клиента достаточно не более трех видов продуктов одной категории, представленных в разных ценовых сегментах, при среднем ассортименте в 3000 позиций.
Оборудование для convenience stores
От ассортиментной специализации зависит очень многое, в том числе и выбор оборудования.
Необходимо просчитать, какой поток покупателей будет заходить в магазин ежедневно. Это нужно для того, чтобы определить количество и тип POS-терминалов, которые следует закупить. Если район богатый, за день покупателей наберется не больше сорока (что немного), но каждый оставит в кассе кругленькую сумму, то вам нужен POS-терминал с большим приемником, чтобы человек мог спокойно паковать свои покупки. Если же к вам будут ходить только бабушки за хлебом и молоком, то понадобится POS-терминал, который позволит паковаться максимально быстро. Важно правильно просчитать его пропускную способность, потому что больше трех человек в очереди среднестатистический москвич сейчас уже не выдерживает.
Радикальный способ борьбы с очередями — организация торгового самообслуживания, а, следовательно, превращение магазинчика в минимаркет и оснащение его соответствующей аппаратурой и ПО. Во многих странах в «магазинах у дома» широко используются IT-технологии, и процесс закупки полностью автоматизирован. Система сама организовывает заказ отсутствующих в наличии товаров.
Торговое оборудование бывает трех видов: холодильное, кассовое и так называемое сухое, т.е. стеллажи. Выбирается оно исходя из двух соображений. Первое — планируемый оборот. Согласно статистике, в среднем в оборот вкладывается 30–40% от средств, потраченных на открытие магазина. Предполагаемый дневной оборот нужно разделить на среднюю цену товара. Получается количество товарных единиц, которое вы будете продавать ежедневно. Эту цифру умножьте на теоретически усредненную площадь, занимаемую товаром на полке. Теперь можно посчитать, сколько полок потребуется.
Специалисты советуют уделить особое внимание холодильным агрегатам. Встроенная холодильная аппаратура имеет две неприятные особенности: повышает температуру в помещении и может стать источником неприятных запахов. Для магазинов самообслуживания идеальный вариант — выносное оборудование. Конечно, для минимаркета это удовольствие не из дешевых. Но в борьбе за покупателя каждый на первый взгляд незначительный нюанс может стать решающим.
В тот момент, когда по заказанному вами проекту подбирается, устанавливается и налаживается оборудование, можно приступать к следующему этапу.
Бизнес-процессы и витрина
Современное розничное предприятие не может приступать к работе без четко прописанных и организованных бизнес-процессов. Для небольшого магазинчика вполне достаточно, если хозяин опишет их сам. Когда речь идет о магазине самообслуживания площадью больше 200 кв. м, имеет смысл купить стандартный пакет регламентирующих документов для работы (1–2 тыс. долл.).
Не стоит жалеть этих денег. Розница — очень своеобразный бизнес. Степень соприкосновения персонала с клиентом максимальна, и, если продавец совершает ошибку, она мгновенно вызывает ответную реакцию у людей, которые к вам пришли.
А уходят в первую очередь самые богатые клиенты. Навредить рознице может и воровство, и банальная порча товара. А уровень ущерба не компенсировать никакими штрафными санкциями. Вывод один: придется отстраивать технологию, которая поможет свести все риски к минимуму. Поэтому имеет смысл заранее прописать все бизнес-процессы. По крайней мере, составить должностные инструкции, правила трудового распорядка, которые затем доведете до сведения будущего персонала. После этого можно набирать и готовить сотрудников. За 2–3 дня до открытия желательно вывести будущих работников в торговый зал, чтобы они прошли там тренинг продаж, пообщались с мерчандайзерами, клиентами и т.д.
Очень важно уделить особое внимание витрине, ведь это бесплатная реклама магазина. Она должна быть яркой, читаемой и ясно говорить о том, что вы предлагаете покупателям. Если ваш конек — низкие цены, то витрину следует сделать аскетичной, с четким сообщением, на какой товар сегодня дается скидка. Если же магазинчик позиционируется как гастрономическая лавка, в которой предлагаются только самые свежие и лучшие продукты, то витрина должна быть оформлена с использованием натуральных тонов, материалов и т.д.
Кого хочешь, выбирай
Для тех, кто предпочитает выходить на рынок под маркой хорошо раскрученной розничной сети, сегодня есть все условия.
Одна из компаний, активно развивающая сейчас франчайзинговое направление, «Перекресток».
«По франчайзингу у нас работает два дискаунтера, один супермаркет и скоро откроется второй, — рассказывает заместитель генерального директора Андрей Рыбаков. — Доходы наших собственных универсамов и магазинов, работающих по франшизе, приблизительно одинаковы. Ежемесячно мы получаем с франчайзи роялти — 4% от оборота. Это оплата затрат компании по содержанию офиса, по возврату средств, вложенных в инфраструктуру, в раскрутку брэнда и т.д. Сухой остаток у наших магазинов и франчайзи приблизительно одинаковый. Мы предпочитаем иметь дело с человеком, у которого есть опыт розничной торговли и который представляет, что это такое. Подобный опыт может иметь и его менеджер. Еще одно обязательное условие — репутация, деловая и финансовая. У нас высокие требования к месторасположению магазинов. Предпочтительно, чтобы у людей, которые обращаются к нам, уже были свои объекты. Но мы готовы рассматривать любые варианты и сотрудничать с любого этапа. Когда приходит компания со сформировавшимся бизнесом, мы не смотрим на оборот и прибыль предприятия, а изучаем его потенциал. Если мы понимаем, что магазин выше среднего и есть реальная возможность заработать и владельцу, и нам, то проект принимается. Если место не очень интересное, мы, как правило, отказываем».
Сотрудничество начинается с совместной разработки формата магазина, приблизительного ассортимента, предполагаемых доходов и единовременных затрат, необходимых для приведения его в соответствие с установленными требованиями. Если с просьбой о сотрудничестве обращается готовый магазин, которому нужна только вывеска, рекламная кампания, замена компьютерно-кассового оборудования, подсоединение к сети, то минимальный единовременный франшизный взнос составит от 200 тыс. долл. Если же магазин нужно полностью реконструировать и менять все оборудование, то это уже порядка 1 млн. долл.
Более «экономичный» вариант франшизы предлагает сеть «Копейка».
«На сегодняшний день мы разработали одну из самых жестких систем франчайзинга, — рассказывает директор управления развития бизнеса Константин Архипов. — Франчайзинг бизнес-формата. Это означает, что магазин франчайзи должен полностью повторять магазин франчайзера. Мы предоставляем полный пакет стандартов, в том числе строительства, оснащения и т.д. Включаем франчайзи в нашу систему скидок по закупке оборудования. Он устанавливает в своем магазине наши цены, а мы гарантируем ему определенный уровень валовой прибыли. Сумма инвестиций в такой стандартный магазин без учета стоимости объекта недвижимости и с учетом полной реконструкции, ремонта, оснащения оборудованием составляет порядка 500 тыс. долл. Единовременный франшизный взнос мы пока не берем, но, наверное, в будущем он будет.
Сегодня компания разрабатывает «мягкий» вариант франчайзинга, т.к. очень часто с предложениями о сотрудничестве приходят бизнесмены с уже готовыми, по-своему отремонтированными и оборудованными магазинами. Чтобы задействовать и этот потенциал, «Копейка» будет предлагать им так называемый товарный франчайзинг».
В отличие от многих других, «Пятерочка» не требует от своих будущих партнеров по франчайзингу опыта работы в рознице, а наоборот, приветствует его полное отсутствие и считает это «свободой от груза прошлых ошибок». Компания не распространяет франшизу для отдельных магазинов: руководство фирмы предпочитает продавать право на открытие в регионах целых сетей из 20–30 торговых точек.
«Стоимость покупки нашей технологии — от 500 до 750 тыс. долл. в зависимости от региона, который ее приобретает, — рассказывает вице-президент по коммуникациям и брэндовой политике Феликс Стетой. — Инвестиционный объем — от 3 до 5 млн. долл. за 2 года. А потом сеть выходит на свои собственные средства. В течение 3,5 лет она становится на ноги. В классическом варианте сеть состоит из 30 магазинов, учебного центра, складского комплекса. Роялти оговариваются отдельно, они минимальны».
Об авторе
Ольга Бородина журнал «Директор-инфо»
Условия перепечатки
При репосте статьи "Инвестиции в продовольственные магазины.", пожалуйста укажите источник - сайт http://www.iphosting.ru/ (Платный профессиональный хостинг) — и информацию об авторе.Смотрите также
Красота всегда в цене: открытие салона красоты как бизнес
Только 20% россиян периодически посещают салоны красоты. Поэтому у рынка beauty-услуг огромный потенциал для развития. Чтобы открыть в Москве салон среднего класса, нужно от 100 тысяч до 170 тысяч долларов. Окупятся эти инвестиции за три-четыре года
Как заработать на грузоперевозках
10 советов гуру: открываем компанию по грузоперевозкам