IPHosting (платный профессиональный хостинг)

Здравствуйте, Гость

Главная страница » Бизнес » Варианты заработка » Специфика книжного бизнеса.

Специфика книжного бизнеса.

Добавлено: Элина | 14.10.2009
Просмотров: 12859
Слов: 1068
Рейтинг: Нет оценки


Не товар первой необходимости

Представители интеллектуального ритейла в Приморье отмечают снижение темпов развития рынка книготорговли. За минувший год новых серьезных игроков в сегменте книжной розницы не появилось: местным бизнесменам этот бизнес кажется практически нерентабельным, федеральные сети, похоже, в ближайшей перспективе здесь не появятся. На фоне отсутствия роста спроса, книготорговля ищет новые способы повышения эффективности работы и увеличения прибыли.
Светлана Овчинникова, директор филиала ООО «Топ-книга» во Владивостоке: «Сравнивая ситуацию на книжном рынке на данный момент и год назад, не могу отметить особых изменений. Интерес покупателей тот же, утверждать, что читать стали больше, нельзя».

Елена Юдакова, директор сети магазинов «Книжный червь»: «Ситуация на книжном рынке Приморского края, как и в целом в России, сейчас достаточно сложная. С одной стороны, говорят о падении интереса к чтению. Более того, о кризисе чтения. С другой - в издательской сфере отчетливо обозначился кризис перепроизводства. Он связан как с внешними факторами, так и с политикой издательств. Несколько последних лет издательства четко ориентировались на несколько брэндовых писательских имен и на определенные жанры, наиболее востребованные покупателями. Это была конъюнктурная литература. А сейчас растет потребность в новых именах, идеях, темах. В 2007 году издательства перестали обвинять во всех невзгодах плохо торгующих розничных продавцов и стали думать о своей издательской политике. Рост продаж в книжном бизнесе фактически отсутствует и обеспечен только общим ростом цен. Поддерживать интерес к чтению у жителей некогда самой читающей страны книготорговцы и издатели не в состоянии».

Книжный бизнес: Сложный бизнес

Развитие книжной торговли во многом зависит от востребованности продукта как такового. Однако книготорговцы утверждают: чтобы можно было говорить о каком-то прорыве в привычке приморцев читать, нужна массовая пропаганда чтения не только как полезного, но и модного явления. «К сожалению, такую пропаганду каждый ритейлер организует сейчас самостоятельно по мере сил и возможностей», - говорит Юдакова.

Помимо стагнации спроса существуют другие причины недостаточной развитости книготорговли в крае. Основная - особенности этого бизнеса. Светлана Овчинникова: «Невооруженным глазом видно, что местный бизнес не спешит вкладываться в книготорговлю в связи со специфичностью бизнеса. Продуктовая розница развивается, доля же покупателей книжных магазинов от общего числа населения Владивостока пока составляет около 5 %».

«Книги отличаются не тем, что это сложный товар, а тем, что это не товар первой необходимости. Книга не включена даже в пресловутую «среднюю потребительскую корзину», - подтверждает Юдакова. - Развитие рынка сейчас тормозится в первую очередь экономическими факторами: низкой оборачиваемостью, высокими арендными ставками, необходимостью получать товар по предоплате без права возврата. Например, если одна книга продается в течение трех месяцев после поступления в продажу, это считается хорошей оборачиваемостью. Сейчас в книготорговлю вливаются только энтузиасты, заработавшие деньги в других видах бизнеса».
Книжный бизнес: Главное, чтобы покупали. Не так важно, у кого О стагнации рынка говорят и отсутствие новых игроков на рынке Приморья, и остановк
количественного роста существующих сетей. Светлана Овчинникова: «Расстановка сил на рынке та же: новых серьезных участников не прибавилось, кроме того, вся цивилизованная розница продолжает бороться за покупателя с лоточниками и книжными «развалами». Хотя по своим наблюдениям могу заметить: лоточная торговля во Владивостоке постепенно сходит на нет. С уверенностью в 90% могу сказать, что количественного расширения сети в этом году мы не планируем. Думаю, и прихода федеральных сетей на рынок в этом году ожидать не стоит, пока они дошли только до Урала, но в перспективе появление книжных сетей здесь вполне вероятно».
Елена Юдакова: «Книготорговля, как никакой другой розничный бизнес, зависит от выбора покупателем «своего» магазина. Для всего книжного бизнеса полезно, если кто-то покупает книги у «своего лоточника», кто-то - в большом сетевом книжном маркете, а кто-то - вообще на стойке в продуктовом магазине. Сейчас ситуация с чтением такова, что не важно, где человек приобрел книгу. Главное, что он выбрал ее, а не фильм, газету или журнал».

Столичные ритейлеры утверждают, что по уровню средней стоимости книги Россия догнала США и активно движется к ценам Европы. По словам Овчинниковой, рост цен на книги в ушедшем году укладывался в рамки инфляции: резких скачков не происходило. «Радует, что покупатель во Владивостоке осознал, что книга - не дешевый товар, как это считалось в советское время, - рассказывает она. - Особенно показательным в этом плане был декабрь прошлого года: очень много раскупалось дорогих книг - от тысячи до пяти рублей за экземпляр, причем покупали не по одной, многие приобретали по несколько для подарков. Так что людей уже не удивляет, что хорошая книга может стоить и 10 тысяч рублей».

Книжный бизнес: Продавать развлекая

Читательские предпочтения, по словам книготорговцев, сегодня смещаются от низкопробного чтива к более интеллектуальной литературе. «В области отечественной и зарубежной прозы все больший интерес проявляется к литературе нежанровой, «нон-фикшн». Именно в этом сегменте и в литературе для бизнеса, на мой взгляд, кроются возможности для роста интереса к чтению и увеличения прибыльности книжного бизнеса», - рассуждает Юдакова.

Люди идут в книжный, когда их базовые потребности уже удовлетворены. Сегодня книжный бизнес - часть рынка развлечений, и комфорт в этом сегменте - одна из ключевых составляющих. Именно от него зависит успешность торговой точки. Светлана Овчинникова: «Сейчас необходимо делать упор на качество обслуживания, и это моя первоочередная задача в ближайшей перспективе. Так как книга - продукт интеллектуальный, предназначенный для приятного времяпрепровождения, необходимо, чтобы покупатель в магазине чувствовал особую атмосферу, ему должно нравиться там находиться. Еще одним конкурентным преимуществом, конечно, является ассортимент».
«Мы применяем в своей деятельности общие приемы маркетинга, мерчендайзинга, используем опыт розничной торговли в целом. Помимо этого приходится придумывать и специфические выкладки товара, организовывать вечерние чтения для детей, приглашать на встречи авторов книг», - соглашается Юдакова.

Осваивает местная книжная розница и новые форматы торговли. Так, год назад «Топ-книга» открыла первый в Приморье книжный cash&carry. Светлана Овчинникова: «Наша «Литера» уже приобрела свою аудиторию, но о результатах ее работы говорить пока рано, все-таки проект еще на стадии становления. Во Владивостоке магазинов в таком формате больше открывать не планирую, для города этого достаточно. В плане количественного расширения нас сегодня больше интересует край».

Концепцию «продавать развлекая» в той или иной степени пытаются внедрить несколько российских ритейлеров. В Приморье «Книжный червь» опробовал подобный подход: при одном из магазинов работает кофейня «Капуцин». Елена Юдакова: «Кофейня на Гоголя - это не наш бизнес. Это сотрудничество, симбиоз двух предприятий, взаимно заинтересованных в использовании маркетинговых преимуществ партнера. Причем посетителям мысль о раздельности предприятий и в голову прийти не может: кафе, расположенное у самого входа (рядом с зоной продвижения) и рассчитанное на 30 посадочных мест, максимально интегрировано в магазин - нет даже четкой границы с торговым залом. Нет никаких ограничений и на доступ к книгам: до закрытия магазина их можно свободно брать в кафе из торгового зала. Маловероятный ущерб, который посетители могут нанести книгам, совершенно не соизмерим с благоприятным воздействием на восприятие посетителей магазина в целом».

Об авторе

Конкурент



Условия перепечатки

При репосте статьи "Специфика книжного бизнеса.", пожалуйста укажите источник - сайт http://www.iphosting.ru/ (Платный профессиональный хостинг) — и информацию об авторе.
Смотрите также

Заработок На Своем Сайте
Процесс накопления денег - довольно трудоемкое занятие! Один из реальных способов его реализации - это зарабатывать на своем сайте. В наше время создать сайт или блог довольно легко. По этому поводу существует очень много ресурсов, которые предлагают научить, или сделать сайт. Но конечно для нормальной работы желательно самому изучить языки программирования и своими руками писать свои сайты.

Лизинг – помощник малого бизнеса (российский опыт).
Немало предпринимателей мучается из-за проблем с арендой помещений, особенно те, кто имеет малый и средний бизнес