IPHosting (платный профессиональный хостинг)

Здравствуйте, Гость

Главная страница » Бизнес » Варианты заработка » Специфика книжного бизнеса.

Специфика книжного бизнеса.

Добавлено: Элина | 14.10.2009
Просмотров: 12852
Слов: 1068
Рейтинг: Нет оценки


Не товар первой необходимости

Представители интеллектуального ритейла в Приморье отмечают снижение темпов развития рынка книготорговли. За минувший год новых серьезных игроков в сегменте книжной розницы не появилось: местным бизнесменам этот бизнес кажется практически нерентабельным, федеральные сети, похоже, в ближайшей перспективе здесь не появятся. На фоне отсутствия роста спроса, книготорговля ищет новые способы повышения эффективности работы и увеличения прибыли.
Светлана Овчинникова, директор филиала ООО «Топ-книга» во Владивостоке: «Сравнивая ситуацию на книжном рынке на данный момент и год назад, не могу отметить особых изменений. Интерес покупателей тот же, утверждать, что читать стали больше, нельзя».

Елена Юдакова, директор сети магазинов «Книжный червь»: «Ситуация на книжном рынке Приморского края, как и в целом в России, сейчас достаточно сложная. С одной стороны, говорят о падении интереса к чтению. Более того, о кризисе чтения. С другой - в издательской сфере отчетливо обозначился кризис перепроизводства. Он связан как с внешними факторами, так и с политикой издательств. Несколько последних лет издательства четко ориентировались на несколько брэндовых писательских имен и на определенные жанры, наиболее востребованные покупателями. Это была конъюнктурная литература. А сейчас растет потребность в новых именах, идеях, темах. В 2007 году издательства перестали обвинять во всех невзгодах плохо торгующих розничных продавцов и стали думать о своей издательской политике. Рост продаж в книжном бизнесе фактически отсутствует и обеспечен только общим ростом цен. Поддерживать интерес к чтению у жителей некогда самой читающей страны книготорговцы и издатели не в состоянии».

Книжный бизнес: Сложный бизнес

Развитие книжной торговли во многом зависит от востребованности продукта как такового. Однако книготорговцы утверждают: чтобы можно было говорить о каком-то прорыве в привычке приморцев читать, нужна массовая пропаганда чтения не только как полезного, но и модного явления. «К сожалению, такую пропаганду каждый ритейлер организует сейчас самостоятельно по мере сил и возможностей», - говорит Юдакова.

Помимо стагнации спроса существуют другие причины недостаточной развитости книготорговли в крае. Основная - особенности этого бизнеса. Светлана Овчинникова: «Невооруженным глазом видно, что местный бизнес не спешит вкладываться в книготорговлю в связи со специфичностью бизнеса. Продуктовая розница развивается, доля же покупателей книжных магазинов от общего числа населения Владивостока пока составляет около 5 %».

«Книги отличаются не тем, что это сложный товар, а тем, что это не товар первой необходимости. Книга не включена даже в пресловутую «среднюю потребительскую корзину», - подтверждает Юдакова. - Развитие рынка сейчас тормозится в первую очередь экономическими факторами: низкой оборачиваемостью, высокими арендными ставками, необходимостью получать товар по предоплате без права возврата. Например, если одна книга продается в течение трех месяцев после поступления в продажу, это считается хорошей оборачиваемостью. Сейчас в книготорговлю вливаются только энтузиасты, заработавшие деньги в других видах бизнеса».
Книжный бизнес: Главное, чтобы покупали. Не так важно, у кого О стагнации рынка говорят и отсутствие новых игроков на рынке Приморья, и остановк
количественного роста существующих сетей. Светлана Овчинникова: «Расстановка сил на рынке та же: новых серьезных участников не прибавилось, кроме того, вся цивилизованная розница продолжает бороться за покупателя с лоточниками и книжными «развалами». Хотя по своим наблюдениям могу заметить: лоточная торговля во Владивостоке постепенно сходит на нет. С уверенностью в 90% могу сказать, что количественного расширения сети в этом году мы не планируем. Думаю, и прихода федеральных сетей на рынок в этом году ожидать не стоит, пока они дошли только до Урала, но в перспективе появление книжных сетей здесь вполне вероятно».
Елена Юдакова: «Книготорговля, как никакой другой розничный бизнес, зависит от выбора покупателем «своего» магазина. Для всего книжного бизнеса полезно, если кто-то покупает книги у «своего лоточника», кто-то - в большом сетевом книжном маркете, а кто-то - вообще на стойке в продуктовом магазине. Сейчас ситуация с чтением такова, что не важно, где человек приобрел книгу. Главное, что он выбрал ее, а не фильм, газету или журнал».

Столичные ритейлеры утверждают, что по уровню средней стоимости книги Россия догнала США и активно движется к ценам Европы. По словам Овчинниковой, рост цен на книги в ушедшем году укладывался в рамки инфляции: резких скачков не происходило. «Радует, что покупатель во Владивостоке осознал, что книга - не дешевый товар, как это считалось в советское время, - рассказывает она. - Особенно показательным в этом плане был декабрь прошлого года: очень много раскупалось дорогих книг - от тысячи до пяти рублей за экземпляр, причем покупали не по одной, многие приобретали по несколько для подарков. Так что людей уже не удивляет, что хорошая книга может стоить и 10 тысяч рублей».

Книжный бизнес: Продавать развлекая

Читательские предпочтения, по словам книготорговцев, сегодня смещаются от низкопробного чтива к более интеллектуальной литературе. «В области отечественной и зарубежной прозы все больший интерес проявляется к литературе нежанровой, «нон-фикшн». Именно в этом сегменте и в литературе для бизнеса, на мой взгляд, кроются возможности для роста интереса к чтению и увеличения прибыльности книжного бизнеса», - рассуждает Юдакова.

Люди идут в книжный, когда их базовые потребности уже удовлетворены. Сегодня книжный бизнес - часть рынка развлечений, и комфорт в этом сегменте - одна из ключевых составляющих. Именно от него зависит успешность торговой точки. Светлана Овчинникова: «Сейчас необходимо делать упор на качество обслуживания, и это моя первоочередная задача в ближайшей перспективе. Так как книга - продукт интеллектуальный, предназначенный для приятного времяпрепровождения, необходимо, чтобы покупатель в магазине чувствовал особую атмосферу, ему должно нравиться там находиться. Еще одним конкурентным преимуществом, конечно, является ассортимент».
«Мы применяем в своей деятельности общие приемы маркетинга, мерчендайзинга, используем опыт розничной торговли в целом. Помимо этого приходится придумывать и специфические выкладки товара, организовывать вечерние чтения для детей, приглашать на встречи авторов книг», - соглашается Юдакова.

Осваивает местная книжная розница и новые форматы торговли. Так, год назад «Топ-книга» открыла первый в Приморье книжный cash&carry. Светлана Овчинникова: «Наша «Литера» уже приобрела свою аудиторию, но о результатах ее работы говорить пока рано, все-таки проект еще на стадии становления. Во Владивостоке магазинов в таком формате больше открывать не планирую, для города этого достаточно. В плане количественного расширения нас сегодня больше интересует край».

Концепцию «продавать развлекая» в той или иной степени пытаются внедрить несколько российских ритейлеров. В Приморье «Книжный червь» опробовал подобный подход: при одном из магазинов работает кофейня «Капуцин». Елена Юдакова: «Кофейня на Гоголя - это не наш бизнес. Это сотрудничество, симбиоз двух предприятий, взаимно заинтересованных в использовании маркетинговых преимуществ партнера. Причем посетителям мысль о раздельности предприятий и в голову прийти не может: кафе, расположенное у самого входа (рядом с зоной продвижения) и рассчитанное на 30 посадочных мест, максимально интегрировано в магазин - нет даже четкой границы с торговым залом. Нет никаких ограничений и на доступ к книгам: до закрытия магазина их можно свободно брать в кафе из торгового зала. Маловероятный ущерб, который посетители могут нанести книгам, совершенно не соизмерим с благоприятным воздействием на восприятие посетителей магазина в целом».

Об авторе

Конкурент



Условия перепечатки

При репосте статьи "Специфика книжного бизнеса.", пожалуйста укажите источник - сайт http://www.iphosting.ru/ (Платный профессиональный хостинг) — и информацию об авторе.
Смотрите также

Парковый прокат
Это даже не идея, а действующий бизнес, свидетелем начала которого я стал на днях. Почти каждый день я хожу через парк. В начале мая недалеко от фонтана, в самой посещаемой части парка, появился небольшой деревянный "сарайчик", что-то вроде строительной "теплушки".Я решил было, что это место дислокации всяких мётел, лопат и другого инструментария работников парка. Но уже вечером над вагончиком висела самодельная растяжка: "Прокат велосипедов, роликов, стейтов, самокатов, теннис "

Свадебный бизнес или как зарабатывают устроители свадеб
Свадьба – самый незабываемый день в жизни любого человека, причем, нередко он случается лишь однажды. Именно поэтому на его организацию денег не жалеют, как не экономят при покупке подлинного произведения искусства