IPHosting (платный профессиональный хостинг)

Здравствуйте, Гость

Главная страница » Бизнес » Варианты заработка » С прицелом на оптику

С прицелом на оптику

Добавлено: Элина | 13.07.2009
Просмотров: 12951
Слов: 1683
Рейтинг: Нет оценки


ПАСПОРТ РЫНКА

• Объемы рынка: $6-8 млн.
• Количество участников (киевский рынок): десяток сетей и более сотни одиночных магазинов
• Рентабельность: 15-20%
• Темпы роста рынка: 20% в год
• Цены на продукцию: от 35-40 грн. до $2-3 тыс.

Что общего между оптикой и автомобилями? И то, и другое может стать как средством для передвижения, так и роскошью. Это раньше машина была просто «тачкой на колесах», а очки - «костылями для глаз». Сегодня же авто и очки - скорее вопрос престижа, fashion-элемент, выполняющий, тем не менее, и свою полезную функцию.

Культура прежде всего

Оптический бизнес для украинцев не нов. К началу 1990-х только на столичном рынке действовало более полусотни государственных оптик, которые затем были приватизированы и начали нелегкую борьбу за покупателя. Со временем некоторые из оптик, особенно в небольших городках, возрастающей конкуренции не выдержали и были вынуждены уйти с рынка, однако большая часть «советского наследия» все-таки держится на плаву и по сегодняшний день. При этом формат большинства современных оптик кардинально изменился: теперь сюда заходят не только для того, чтобы купить очки, но и чтобы проверить зрение, получить консультацию врача, даже поэкспериментировать со своим имиджем, например, изменить цвет глаз или приобрести модный аксессуар.

Только на столичном рынке действует с десяток крупных сетей оптических салонов: «Люкс оптика», «Призма», «Ликон», «Прозорiсть-зiр», «Медтехника» и другие. Свое место под солнцем заняли также около сотни одиночных салонов оптик - созданных отдельно либо существующих при аптеках и торговых центрах. Неплохо развиты также оптические рынки Харькова, Днепропетровска, Донецка, Одессы, Симферополя, Луганска и Львова.

Линзы и оправы оптические салоны закупают у нескольких крупных оптовых компаний («Опт-Оптика», «Медикал-Линс», «Дако Импекс», «Интер Оптика»), которые привозят оптическую продукцию известных мировых брендов из Италии, Франции, Германии, США, а более дешевую - из Китая, Кореи, Польши и России. Конечный же этап производства очков, т.е. обработка линз, а также их вставка в оправы осуществляется непосредственно на месте, в оптических салонах. Если линзы не надо изготавливать по спецзаказу, т.е. напылять на них несколько слоев специальных покрытий (с отливом или оттенком, противоударные, водоотталкивающие и т.д.), процесс изготовления очков занимает от 20 минут до двух часов. Если же предполагается более сложная работа или нужной оправы либо линз в салоне нет, заказ регистрируется и выполняется на следующий день. Все необходимые материалы берутся в оптовых компаниях - держать собственный склад салонам оптики невыгодно. Если клиенту требуется эксклюзив, на выполнение заказа салонам понадобится две-три недели. Очки для требовательных клиентов изготавливаются за рубежом, поскольку отечественное оптическое производство качеством пока что «не грешит».

Собственно, украинской продукции в современных салонах вообще продается довольно мало. Основное отечественное производство оптики сосредоточено в городе Изюм Харьковской области. В советское время тамошний завод был мощным производственным предприятием, обеспечивающим линзами и оправами весь Союз. Сейчас его продукция по качеству проигрывает импортному товару, а вот по цене отечественные очки доступны даже пенсионерам и прочим гражданам с невысокими доходами. Правда, салоны оптики отечественные очки берут на реализацию скрепя сердце, ведь само изготовление очков - процесс довольно затратный и трудоемкий, а потому конечная стоимость продукции превышает сумму на ценниках в 30-40 грн. Так что оптикам, которые занимаются реализацией очков для малообеспеченных категорий, остается только надеяться на то, что пенсионеры, довольные обслуживанием, порекомендуют салон своим обеспеченным родственникам или знакомым, которые обратятся за более дорогой продукцией.

Кстати, реализация элитной оптики - занятие весьма доходное: рентабельность в этом сегменте может превышать 25%. В целом же доходность оптических салонов держится на уровне 15-20%, в то же время рынок оптической продукцией все еще не перенасыщен. Возможно, причина в том, что наряду с другими салонами оптики, новым игрокам приходится конкурировать еще и с базарными раскладками, где продается в основном дешевая продукция из Китая и Кореи. «Сегодня на оптическом рынке присутствует большой процент нелицензированной и некачественной продукции из Китая, - говорит Владимир Винниченко, директор компании «Еврооптика» (г. Изюм). - Купив такие очки или линзы, вполне реально только ухудшить свое зрение. Кроме того, низкая стоимость очков китайского производства сбивает цену на отечественную продукцию, вынуждая украинских производителей работать с минимальной рентабельностью».

Впрочем, большинство участников рынка базарных торговцев конкурентами не считают. «Дело в том, что салоны оптик и раскладки нацелены на разные категории покупателей, - считает Наталья Яковенко, директор сети оптик АТ «Призма». - Тот, кто посещает салоны, никогда не пойдет покупать очки на базар. Кроме того, в последнее время все больше людей начинают ответственнее относиться к своему здоровью, поэтому, думаю, в ближайшее время «черный» рынок себя изживет».

«Рыночные торговцы оптикой для нас не конкуренты, - подтверждает и Валентин Ефимов, директор магазина «Оптика». - Рано или поздно люди все равно поймут, что лучше заплатить дороже и получить качество, чем заплатить дешевле, но не получить никакого качества. Основную конкуренцию составляют городские оптические салоны, однако места на рынке пока хватает».

Объем украинского рынка оптики, по оценкам его участников, составляет $6-8 млн. И это далеко не предел - потенциальные объемы довольно велики, ведь, если верить статистике, практически каждый человек старше 40 лет испытывает те или иные проблемы со зрением.

Правда, потенциальные объемы рынков оптики других стран куда больше. Оно и понятно: в отличие от среднестатистического украинца, меняющего очки лишь в крайнем случае, рядовой европеец покупает новые очки раз в полгода-год, причем часто имеет две-три пары про запас. В последнее время, по словам представителей салонов оптик, украинский потребитель стал чаще захаживать в оптики, однако до европейских мерок еще далеко.

«В отличие от развитого оптического рынка Италии, где один салон приходится на каждые 5 тыс. населения, украинский рынок еще далек от насыщения, - говорит Иванна Присташ, руководитель департамента марочной оптики компании «Карл Цейсс». - Однако и дефицита в подобных услугах Украина тоже не испытывает. Дело в том, что у нас пока еще слишком низкая культура потребления подобного рода услуг: многие приобретают очки на раскладках, без консультаций врача, причем в лучшем случае покупка совершается раз в несколько лет. В мире это не принято, там уважающий себя человек посещает оптометриста раз в полгода».

Для своих

Владельцы салонов оптики утверждают, что случайных людей в этом бизнесе нет. Новые салоны, как правило, открываются не предприимчивыми дельцами «с улицы», а теми, кто уже поработал в этом бизнесе, но в ином качестве: оптовых поставщиков линз и оправ, продавцов оборудования, оптиков-консультантов, мастеров или даже врачей-окулистов при оптиках. Впрочем, никто не мешает «случайному» инвестору найти для салона управляющего с опытом работы.
Чтобы открыть небольшой оптический салон, достаточно $20-30 тыс. Этой суммы хватит на оплату аренды, ремонт, оформление витрин, закупку товара и оборудования для изготовления очков. Прибыль же будущего салона напрямую зависит от его месторасположения. «Если салон расположен не в выигрышном месте, то потребуются годы, чтобы выйти на достойные обороты, - убеждена Наталья Яковенко. - Вообще, создание салона - удовольствие не из дешевых. В первую очередь, необходимо хорошее оборудование: станки для обработки линз (от $5 тыс.), наборы инструментов для мастера, вставляющего линзы в оправы. Кроме того, нужна хорошая мебель, презентабельный интерьер салона. Для всего этого потребуется не менее $30 тыс.».

Определенные проблемы могут возникнуть с подбором персонала. Кроме продавцов и консультантов, клиентов оптических салонов также обслуживают врачи и мастера, изготавливающие очки. Если первых можно переманить в оптику из поликлиник или мединститутов, то квалифицированных мастеров сейчас так просто не найдешь.
«Единственные специалисты, имеющие дипломы и право заниматься соответствующей деятельностью, - это врачи при оптиках, - говорит Иванна Присташ. - Остальные сотрудники салонов в большинстве своем специального образования не имеют. В Украине подготовкой специалистов-оптиков занимается только одно учебное заведение - Харьковский техникум медицинского оборудования, однако, похоже, он готовит специалистов в недостаточном количестве, ведь даже в харьковских оптиках существует дефицит квалифицированных мастеров по изготовлению очков. С оптиками-консультантами ситуация еще сложнее: их подготовкой в нашей стране не занимается ни одно учебное заведение. Таким образом, за качество их консультаций вообще трудно поручиться».

Владельцы салонов решают кадровые проблемы по-разному. Одни переманивают мастеров из других оптик, другие рыщут по учебным заведениям в поиске свежеиспеченных специалистов, но большинство надеются только на свои силы. «Квалифицированного оптического персонала на рынке не хватает, поэтому консультантов и мастеров мы подготавливаем сами, а врачей-окулистов и оптометристов берем из поликлиник либо институтов, - говорит Светлана Порох, руководитель торгового отдела киевской розничной сети «Люкс оптика». - Сложнее всего подбирать специалистов по контактной коррекции зрения - мало у кого из врачей имеется соответствующий практический опыт».

Неплохой вариант для салона с небольшим количеством заказов - установить сотрудничество с одним из практикующих «свободных мастеров». Такие специалисты берут заказы сразу от нескольких оптик. Естественно, скорость изготовления заказа при этом снижается, зато владельцам оптик не нужно тратиться на дорогостоящее оборудование и беспокоиться о том, что мастера переманит другой салон. Правда, компании, имеющие сети оптики, предпочитают нанимать собственных мастеров. А, к примеру, компания «Карл Цейсс» не только готовит своих специалистов, но и предоставляет услуги подготовки мастеров для других салонов оптики.

После того, как найдены врач и мастер, можно начинать продавать очки. Закупки ассортимента следует делать с учетом сезонного спроса. По словам Светланы Порох, в оптическом бизнесе бывает два сезона: повышение спроса на солнцезащитные очки в феврале-марте и открытие сезона оптических очков в августе-сентябре. Кстати, мировые производители также приурочивают свои коллекции очков к началам сезонов.

«Как будет развиваться рынок дальше, спрогнозировать сложно, - говорит Наталья Яковенко. - Все будет зависеть от законодательных изменений и общей ситуации в стране. Сам по себе рынок планомерно растет и развивается - к примеру, товарооборот наших магазинов в прошлом году увеличился примерно на 20%».
«Рынок оптики будет развиваться, если не придумают ничего более серьезного, чем лазерная коррекция зрения, - уверен Валентин Ефимов. - В какой-то степени центры лазерной коррекции зрения «отбивают» клиентов у оптических салонов, однако процент тех, кто снимает очки и доверяется лазеру, невелик, поскольку операция дорогая, 100%-ной гарантии положительного результата никто не дает, а люди боятся осложнений. Поэтому сегодня очки нельзя заменить ничем; человечество не изобрело более простого и надежного средства коррекции зрения. Главное - чтобы наши законодатели не придумали очередной ход, от которого станет плохо всем, кроме пары-тройки самых крупных компаний».

А пока глобальных законодательных изменений на рынке не намечается, его участники едины в своих оценках: со временем конкуренция на рынке будет ужесточаться. Уже сейчас, когда основная борьба за покупателя еще и не начиналась, некоторые салоны пытаются демпинговать. Исходя из этого, солидные игроки предпочитают делать ставку на услуги, в частности, медицинские. «Кроме диагностики зрения и подбора рецепта, наши врачи обеспечивают клиентам постоянное медицинское наблюдение: на пациента заводится карточка, и когда бы клиент к нам ни обратился, он всегда сможет рассчитывать на бесплатную (кроме первичного обследования) консультацию «своего» врача. Для салона это очень хорошо, поскольку пациенты привязываются к врачу, а значит, и к салону».

Об авторе

Ольга Бурьян vd.net.ua



Условия перепечатки

При репосте статьи "С прицелом на оптику", пожалуйста укажите источник - сайт http://www.iphosting.ru/ (Платный профессиональный хостинг) — и информацию об авторе.
Смотрите также

Обновление ванны
Многие из предпринимателей желают найти прибыльный бизнес. Прибыльным он может быть тогда, когда в тех или иных услугах или товарах нуждаются люди. Суть идеи заключается в оказании помощи населению - улучшить условия жизни. Мы все знаем, какой проблемой для домохозяйки является старая ванна

Как основать швейную мастерскую
За последние полтора-два года окрепли многие "цеховики" (фирмы, производящие швейные изделия полулегальным способом). Они начинали свой бизнес с трех-четырех машин, сейчас переходят уже на промышленный уровень. На заработанные средства некоторые фирмы приобрели высокотехнологическое оборудование, что позволило им резко улучшить качество изделий