Продавцы прошлого
Добавлено: Элина | 07.07.2009 |
Сегодня изучение родословной обретает более цивилизованное значение. За возможность припасть «к истокам» состоятельные украинцы готовы платить, уверяет Анатолий Осадчий, генеральный директор консалтинговой компании «Полесье», одной из немногих в Украине фирм, практикующих составление родословных на заказ. По его словам, история происхождения рода - подарочный хит последних лет.
В поисках голубых кровей
Воссоздание родословных во многих странах - не новый и достаточно прибыльный бизнес. В Англии, к примеру, в этой сфере задействовано около 800 генеалогических бюро. На просторах дореволюционной России генеалогия также была неотъемлемой частью жизни знатных сословий. В СССР же, как известно, сохранение родословной приравнивалось практически к преступлению. Безопаснее было иметь «короткую память», особенно тем, у кого в роду значились титулованные при царском режиме или опальные при советской власти особы.
Активный интерес к изучению семейных корней возник на волне пробуждения национального самосознания практически сразу после обретения Украиной независимости, вспоминает Анатолий Осадчий. Однако самостоятельно исследовать свое происхождение могли далеко не все. У одних не было времени, у других - опыта, а иногда и элементарного представления, с чего начинать, у третьих - выдержки и терпения довести начатое расследование до конца. «Составление родословной только на первый взгляд кажется делом незатейливым, - утверждает Анатолий. - На самом деле это достаточно трудоемкая, кропотливая работа, которой у нас одновременно занимается пять человек. Длится она не менее года. В ряде случаев, чтобы добиться поставленной цели, требуется просмотреть сотни архивных документов, записей, сводок, проанализировать тысячи имен, фамилий, сопоставить данные о них. Таким образом, конечный результат без преувеличения можно назвать научным трудом, сравнимым с кандидатской или даже с докторской диссертацией».
С 1997 г. в помощь желающим приобщиться к истории в Украине начали появляться первые генеалогические бюро, которые брались исследовать чужие родословные. Однако их количество на сегодняшний день вряд ли превышает десяток, тогда как в России их уже порядка 40, треть из которых сосредоточены в Москве.
Специфика процесса
Работа с клиентом начинается с заполнения специальной анкеты, разработанной с учетом общепринятых международных стандартов, рассказывает Анатолий Осадчий. Она, в частности, включает адрес и место жительства самого заказчика, а также координаты обитания, всю известную информацию о родителях и других предках. Кроме формальных фактов, в примечании указываются интересные детали, которые могут помочь расследованию. Например, сказки, которые рассказывали бабушки, запомнившиеся из детства песни, названия сел, фамилии соседей, выражения, пословицы. «Многие не понимают, зачем это нужно, - говорит Анатолий Осадчий. - Однако такие мелочи могут быть очень важны и порой играют ключевую роль в судьбе будущей родословной. Ведь те же самые сказки, имеющие одну сюжетную линию, в каждом регионе, не говоря уже о стране, излагаются, интерпретируется и даже заканчивается по-своему. В частности, в одном конце страны принцесса от поцелуя проснулась и уехала с принцем, а в другом влюбленные вместе с семью гномами сначала отпраздновали свадьбу». Или же, например, только в некоторых регионах Украины говорят не «огурцы» или «огiрки», а «гурки». Это значительно сужает географию поиска и, соответственно, ускоряет процесс. Корни украинцев чаще всего находятся в России, Польше, Чехии и Румынии, реже - в других европейских государствах.
Заказ не сразу принимается к исполнению. Сначала поставленная задача тестируется на перспективность. «Бывает так, что все данные по родословной утеряны, уничтожены, как например, некоторые церковные архивы, или недоступны, как частные коллекции», - объясняет Анатолий Осадчий. Этот этап занимает 2-4 недели, после чего клиенту выносится «вердикт» о перспективности исследования его родословной. Поэтому понятно, что заполнение анкеты уже стоит денег - от $50 до $100, в зависимости от объема предварительных работ, хотя зачастую это делается и бесплатно. В случае позитивного вывода с заказчиком подписывается договор об обязательствах сторон и условиях оплаты. «В процессе тестирования мы сразу прикидываем приблизительную стоимость предстоящей работы, — объясняет генеральный директор «Полесья». - Сюда входят оплата услуг различных архивов, привлекаемых специалистов, командировки и т.д. Иногда мы оговариваем с клиентом небольшой финансовый «задел» на непредвиденный случай». Далее вносится от 30 до 50% предоплаты, остальное - по факту выполнения работы.
В качестве конечного продукта клиент получает, во-первых, «талмуд» в красивом переплете с тиснением в верхней части именного фамильного герба (если таковой имеется) и старинным изображением герба того региона, где начался род. Описание родословной может включать до 500 страниц текста. Далее следует генеалогическое дерево с характеристикой отдельных поколений и каждого из родственников с кратким досье (датами рождения, смерти, указанием национальности, чина и пр.). Самую интересную, и, возможно, ценную часть книги представляет пакет документов, подтверждающих родственные связи с предками, которые заверяются печатью архивного управления.
«Если в дело включаются документы на старославянском языке, мы делаем их перевод», - говорит Анатолий Осадчий. Далее идет список терминов (например, определение чинов, церковных санов), объяснение условных обозначений и, конечно же, список используемых источников. Но самое главное - родословная сертифицируется. Качество собранной информации, а также сделанные на ее основании выводы проверяют авторитетные историки (доктора наук, академики, профессора) известных научных учреждений, таких как Институт истории НАН и другие. В результате работа подтверждается «рецензией экзаменаторов».
Гордостью фирмы является клиент, родословная которого доходит до XV в. и имеет прямое отношение к роду Кочубея. Также у «Полесья» были частные заказы от представителей государственной власти.
Генеалогический «индпошив»
Составление родословных - это дорогое удовольствие. В среднем выполнение заказа обходится не менее $3 тыс. Львиную долю в расходах составляет работа с архивами разных уровней, историческими фондами, как местными, так и зарубежными. «Руководители архивов ошибочно думают, что мы зарабатываем миллионы, и требуют за использование литературы неоправданно большие суммы», - объясняет директор «Полесья». - Так, недавно один городской архив за подборку документов запросил 6,5 тыс. грн. И деваться нам некуда».
Но бывают ситуации и хуже. Некоторые вообще не идут на официальное сотрудничество, тем самым нарушая законодательство, согласно которому генеалогические бюро могут иметь доступ к документам, если они не содержат государственной тайны и т.п. Отговорки бывают самые разные. Например, не хотят «светить» беспорядок с фондами. «В то же время архивы пока что являются монополистами в области исторической документации, - говорит Анатолий Осадчий. - Поэтому отстаивать законные права через суд мы также не можем, иначе рискуем вовсе потерять контакты. Поэтому стараемся как-то договариваться».
- Используете нелегальные схемы, предлагаете взятки? - спрашиваю я.
- Теневые схемы в этом бизнесе невозможны. Ведь достоверность, аутентичность документов должны подтверждаться печатью архивного управления.
Кроме того, нужна специальная, высококачественная оргтехника. Многие архивы не разрешают пользоваться какой-либо аппаратурой, а государство никак не способствует облегчению процесса. В США, к примеру, компьютеризированы и переведены в электронные виды многие архивы, что существенно ускоряет работу архивиста-генеалога, в каждой библиотеке создан отдел литературы по генеалогии. «Нам подобное пока даже и не снится, поэтому процесс по составлению родословной выходит достаточно затратным», - объясняет Анатолий.
С другой стороны, это коммерческая деятельность. «Мы не можем работать на благотворительность, поэтому стараемся адекватно оценить все расходы и закладываем разумную норму рентабельности, - говорит Анатолий Осадчий. - Хотя речь идет даже не о 50, и не 30%. Наша цена на составление родословных значительно ниже, чем в Европе или США. Там подобная работа стоит десятки, а то и сотни тысяч долларов». Повышать расценки на генеалогические услуги в «Полесье» не собираются, и стараются выдерживать их в таких рамках, чтобы они были доступны клиенту со средним достатком. И причина отнюдь не в наращивании оборотов.
Недостаток в клиентах фирма не испытывает, более того, имеет устойчивую очередь на несколько лет вперед. «Пару месяцев назад клиент, которому мы вручали работу, заявил нам, мол, я вам еще двоих клиентов нашел, давайте скидки, - повествует Анатолий Осадчий. - Я поблагодарил его, но сказал, что у меня их и так достаточно. Кстати, в этом году принимать заказы, скорее всего, мы уже не будем. Дело в том, что пока мы не имеем возможности да и не видим смысла ставить этот бизнес на поток. Для таких масштабов необходимо, по меньшей мере, человек 100. С нашими «мощностями» мы четко рассчитываем силы, чтобы получить добротный результат. В год мы делаем не более пяти заказов».
Родословные перспективы
- Часто ли вам предлагают за отдельную плату сфабриковать родословную? — интересуюсь у г-на Анатолия.
- Фальсификацией мы не занимаемся и сразу оговариваем это с клиентами. Одно из наших основных условий - отображение объективной реальности. Мы предупреждаем, если окажется, что ваш прадед пас свиней, то фаворитом Екатерины мы его сделать не сможем.
- Обижаются ли клиенты, если вдруг не всплывают знатные корни?
- Нет, у них другие задачи. Наши клиенты - это, преимущественно, люди, чего-то достигшие в жизни, которым есть чем гордиться. Составлением родословной они пытаются продолжить или создать традиции родового гнезда, чтобы привить уважение к роду и его представителям, передать все наследие детям в лучших традициях, дабы они достигали еще больших высот, тем самым прославляя свои корни.
Практического применения родословной в Украине пока нет. А, например, в Латвии принят специальный закон о реституции национализированной Советской властью собственности латышей, и все, что подтверждается документами (дома, земля), возвращается законным наследникам в частную собственность. С этой точки зрения составление родословных, конечно же, здорово помогает. Многие генеалогические бюро создаются специально в расчете на это и успешно действуют.
«Внутреннее удовлетворение, воспитательный, назидательный эффект для потомков - вот основные цели, которые сегодня преследуют клиенты, заказывая составление родословных», - говорит Анатолий Осадчий.
По убеждению г-на Осадчего, генеалогическое бюро в Украине как самостоятельный бизнес-проект пока, скорее всего, не оправдает себя, чему есть ряд объективных причин. «Открытие специализированного бюро чревато огромной себестоимостью, и соответственно, ценой на услуги, которая будет не по карману потенциальным потребителям. На сегодняшний день предоставление таких услуг может быть целесообразно только в миксе как сопутствующий вид деятельности. Впрочем, ситуация может измениться, и тогда доходность бизнеса в Украине, возможно, приблизится к европейским аналогам, где подобные услуги имеют немалые обороты».
Об авторе
Оксана Опрышко vd.net.ua
Условия перепечатки
При репосте статьи "Продавцы прошлого", пожалуйста укажите источник - сайт http://www.iphosting.ru/ (Платный профессиональный хостинг) — и информацию об авторе.Смотрите также
Злато место пусто не бывает.
Украинский рынок эксклюзивных ювелирных украшений за последние десять лет претерпел кардинальные изменения. Прежде всего, это коснулось отношения потребителей к продукции именитых европейских брендов. Если раньше к эксклюзивным вещам относили только изделия от всемирно известных брендов, например, Damiani или Cartier, то сегодня уже многие ценители прекрасного и уникального могут с этим поспорить. Появиться на светском рауте в одинаковых украшениях, хоть и от Cartier, - это уже моветон, а не демонстрация изысканного вкуса. Более того, по словам опрошенных «ВД» мастеров, 80% всех мировых марок производится в Турции, и качество продукции, к сожалению, не всегда соответствует заявленной цене. Отечественные мастера могут сделать изделие не хуже, а порой даже лучше.
Сэконд-хэнд: прибыль из "вторых рук"
У Светлых голов сегодня один выход - открыть секонд-хэнд. И все, что до этого купили - продать. Открываем! Для начала разучиваем классификацию секонд-хэнда. Новая с биркой одежда или обувь (минимальный процент износа) - люкс, экстра, высшая категория. Первая категория - малый процент износа. Вторая категория - вещь ношена сезон, но в хорошем состоянии. Третья категория - ветошь, тряпка, рвань, дрянь