IPHosting (платный профессиональный хостинг)

Здравствуйте, Гость

Главная страница » Бизнес » Варианты заработка » Пчеловодство, как бизнес.

Пчеловодство, как бизнес.

Добавлено: Элина | 09.10.2009
Просмотров: 15269
Слов: 1376
Рейтинг: 3.71


ПАСПОРТ РЫНКА

• Объем рынка: около $1 млн.
• Количество участников: крупных - 5-7
• Рентабельность: 15-30%
• Цены*:
• мед белой акации в стеклянной банке (700 г) от 14 грн.
• мед гречишный в пластиковом ведре (1300 г) от 22 грн.
• пыльца цветочная (200 г) от 12 грн.
• прополис (50 г) от 8 грн.
*Указаны цены производителей

Кстати, игроки пчелиного рынка намекнули, что для президента пчеловодство может оказаться не просто хобби, но и вполне неплохим по доходности бизнесом. Впрочем, что-либо конкретное озвучить «на диктофон» ни один из них не захотел. Все предпочли рассказывать о перипетиях ведения собственного дела.

«Если среди постоянных потребителей меда провести опрос на тему «где вы покупаете мед?», то места покупок распределятся следующим образом: непосредственно у пчеловода, через знакомых, которые лично его знают, на рынке и в последнюю очередь за медом идут в супермаркет, - рассказывает Александр Яворский, директор ЧП «Мед украинских степей». - У частников, торгующих на рынке, мед, может, и ничем не хуже брендированного, представленного в торговых сетях. Но дело в том, что крупным переработчикам невыгодно покупать мелкооптовые партии. У одного пчеловода-частника имеет смысл покупать не менее 10 бидонов меда. А у него зачастую их всего лишь пять или шесть, вот он и вынужден стоять на рынке».

«Но ведь дело не только в том, где человек покупает мед, - продолжил дискуссию Валерий Пащенко, пчеловод - частный предприниматель из Луганска. - Проблема в том, что в потребительской корзине украинцев мед находится едва ли не на последней позиции. Обычно его покупают, лишь заболев. Посему в сложившейся ситуации на вопрос, какой мед лучше, я неизменно отвечаю: «Мед хорош только в случае, если его употребляют постоянно».

По расчетам игроков, работающих в разных регионах страны, среднестатистический украинец съедает в год 400-700 г меда, по сравнению, к примеру, с 1,8 кг, поедаемыми немецкими бюргерами. А ведь наша страна входит в мировую пятерку стран - производителей меда. Вот «ВД» и выясняла, кому в Украине выгоднее заниматься производством пчелопродуктов.
Один - хорошо, а двое…

«Я уже практически 20 лет занимаюсь пчеловодством. При этом всего лишь последние семь сезонов самостоятельно размещаю свою продукцию в торговых сетях Луганска и Донецка, - рассказал «ВД» Валерий Пащенко. - После того как количество пчелосемей перевалило за 50 (сегодня их 130), мне пришлось всерьез задуматься о рынке сбыта». Дело в том, что сдавать мед крупным заготовителям было невыгодно ни десять лет назад, ни сегодня. На данный момент закупочная цена меда составляет от 5 до 10 грн. за 1 кг. Если же частнику самому заняться реализацией, то за один килограмм меда он может выручить не менее 15 грн.

Игорь Смелюк, частный пчеловод из Николаева, полагает, что фасовкой и реализацией собственного меда небольшим хозяйствам есть смысл заниматься, если количество пчелосемей - не менее 100. Однако для крупных игроков рынка пчелотоваров количество семей должно превышать 1000-й барьер. «Максимального эффекта можно достичь при смешанном производстве: обзавестись собственным пчелохозяйством плюс закупать мед у независимых пчеловодов, предварительно заключив с ними договоры на поставку. Благодаря такой схеме можно снизить себестоимость фасованной продукции», - уверен г-н Яворский.

«У нашей компании, например, собственная пасека небольшая. Не более 100 семей, - отметил Вадим Паньковский, коммерческий директор ООО «Бартник», расположенного в г. Изяславе Хмельницкой области. - Этот регион Украины никогда не славился значительными объемами медосбора. Основные поставщики меда находятся в южных областях нашей страны. При этом за прошлый год компания переработала 4 тыс. т меда, в этом году планируем выйти на показатель в 2,7 тыс. т. Такое снижение производства вызвано засухой». При этом ООО «Бартник» 80% меда в виде сырья экспортирует в различные страны мира: в Великобританию, Израиль, Чехию, Германию, Польшу и т.д.

Также на данный момент слабо востребованы в Украине и другие продукты пчеловодства: воск, пыльца, прополис, маточное молочко. Поэтому производители не делают на них ставку, объясняя это тем, что мед приносит им более 80% доходов. Кроме того, мед можно отправлять на экспорт, а вот прочее можно сбывать только на внутреннем рынке.

Любишь медок - люби и холодок

Естественно, начинать собственный медовый бизнес с создания пасеки - нецелесообразно. Или, правильнее сказать, не получится. Ибо пчеловод должен обладать специфическими знаниями. Намного проще занять позицию управленца (администратора) и попытаться объединить вокруг себя небольшие пчелохозяйства. В итоге пчеловоды отвечают за производство меда, админкорпус же несет ответственность за его переработку и сбыт. В случае если кто-то не хочет выпускать мед под собственной ТМ, а готов заняться его перепродажей как сырья, - все достаточно просто. Чтобы схема «купи-продай» приносила не менее 15-20% прибыли, месячный оборот продукции должен составлять не менее 10 т. С такими цифрами можно попытаться протиснуться в ряды «середнячков», которых в Украине с десяток. Крупных же игроков - от силы пять-семь. Среди них - ООО «Таврийская продовольственная компания» (Херсон), частный предприниматель Кошлатый Я.А., ТМ «Златомед» (Кировоград), ООО «Мед Подолья» (Винница) и ООО «Бартник».
Для того чтобы начать фасовку меда, необходимо обзавестись термокамерами (стоимость одной - от $1 тыс.) для «роспуска» меда, поскольку в закристаллизованном состоянии расфасовать его невозможно. Также необходимы смесители для купажирования меда (от $300), если необходимо сделать медовую смесь. «В производственную базу ООО «Бартник» было вложено примерно $3 млн. Из них около 40% было истрачено на создание собственной лаборатории, - отметил г-н Паньковский. - Собственная лаборатория необходима для проведения анализа покупаемых партий меда. Чтобы не получилось как в пословице - бочку меда может испортить и ложка дегтя».
Как объяснил Игорь Смелюк, страны - импортеры украинского меда очень тщательно его отбирают. Ключевой показатель - присутствие в меде антибиотиков. Дело в том, что при лечении пчелиных болезней используются различные медицинские препараты, они-то, попадая в мед, и влияют на его качество. Но далеко не каждая компания может позволить себе собственную лабораторию. «Относительно недорогое оборудование для выявления пяти антибиотиков стоит не менее $200 тыс. Поэтому небольшим компаниям может быть выгоднее подождать несколько дней, но получать сертификат качества меда на каждую партию в независимых лабораториях, - отметил Александр Яворский. - Тем не менее, не оборудованием единым живо производство. Львиная доля средств игроков средней руки идет на закупку сырья. В среднем затраты на их покупку составляют 60-70% от всех капиталовложений».

С кадрами, с одной стороны, легко, с другой - сложно. «Я, например, обхожусь без посторонней помощи. Выступаю в роли и фасовщика, и экспедитора, и грузчика. Единственное - во время медосбора пользуюсь услугами двух-трех временных рабочих, которые обходятся в среднем 140-160 грн. в неделю, - объяснил Валерий Пащенко. В то же время на ООО «Бартник» работают 59 человек, из них 39 - административный персонал, а 20 - задействованы на производстве. «Найти людей на производство относительно просто, сказать, что в Украине с этим большие проблемы, - нельзя, - считает Вадим Паньковский. - Важнее обзавестись грамотным маркетинговым отделом, работа которого была бы направлена на популяризацию пчелопродуктов, в частности, меда».

Все сладко в меру

«Спрос на мед на внутреннем рынке неуклонно растет. Но вот чему потребитель отдаст предпочтение - сказать сложно, - рассказал г-н Смелюк. - В пластмассе он наиболее дешевый, в стекле - чуть дороже, ну, а в керамических горшочках - это вообще сувенирная продукция, спрос на которую ситуативный. Касательно вкусовых предпочтений, то большей популярностью пользуется мономед, то есть собранный с одной сельхозкультуры».

Если же говорить о внешнем рынке, то Александр Яворский считает, что у украинского меда перспективы очень даже радужные. Все больше стран отказываются от некачественной китайской продукции, которая, как обычно, привлекает низкой ценой. В этом году из-за снижения объемов мирового производства меда спрос на украинский мед возрос. Также возросла и цена. «Если в прошлом году закупочная цена на внешнем рынке составляла $1, то в этом году она доходит до $2 за 1 кг, - сказал Вадим Паньковский.

Итак, пока что в данный момент большинство товарооборота обеспечивают пчеловоды-любители, в то время как в других странах лицо данной отрасли формируют профессионалы. «Естественно, будущее украинского пчеловодства - за крупными игроками. Такие пчеловоды, как я, канут в Лету, - уверен г-н Пащенко. - Например, мне передать дело некому. У меня две дочери, и они далеки от моего бизнеса. Кроме того, крупные игроки теснят мелких с магазинных полок. Так, меня недавно попросили убрать продукцию с полок одного магазина, с которым я сотрудничал уже несколько лет. На ее место поставили продукцию производителя покрупнее. Сотрудничество с гипермаркетами «Метро» ожидаемых результатов также не принесло. Продукция расходится вяло».
Похоже, у всех желающих потеснить как мелких, так и крупных игроков еще есть время. И ситуация на рынке тому благоприятствует. Он неструктурирован, цены на мед постоянно растут, культура потребления на внутреннем рынке хоть и медленно, но формируется. Да и после этого, немедоносного, года пчеловоды рассчитывают на хороший медосбор в следующем, приговаривая, что двух плохих лет подряд не бывает.

Об авторе

Олег Ольшевский Власть денег



Условия перепечатки

При репосте статьи "Пчеловодство, как бизнес.", пожалуйста укажите источник - сайт http://www.iphosting.ru/ (Платный профессиональный хостинг) — и информацию об авторе.
Смотрите также

10 лучших бизнесов для весеннего старта
Золотое правило успеха в любом начинании гласит: "Главное - вовремя оказаться в нужном месте!" Хотите начать свой бизнес? - Прекрасно! Посмотрим, где нужно находиться весной, чтобы уже осенью не обнаружить себя на мели

Гидроизоляция погребов, подвалов, бассейнов
Прочел недавно идею Черепица из цемента и не выдержал - решил написать. Уже не в первый раз встречаю бизнес-идеи по производству цементно-песчаных и бетонных изделий - плитка тротуарная, заборы фигурные, памятники, скульптуры и другие малые архитектурные формы и т.д. и т.п. - хотя может, и не на этом сайте - не помню - слишком на многое подписан