Продавцы от бога
Добавлено: Элина | 29.11.2009 |
Вакансии на должность менеджера по продаже в интернете выглядят, как опросник: «Вы хотите зарабатывать деньги? Имеете активную жизненную позицию? Желаете реализовать себя? Тогда Вы нам подходите и можете стать менеджером по продаже!» Никаких особых требований к потенциальному сейлз-менеджеру в вакансиях не предъявляется. А утвердительно на эти вопросы может ответить практически каждый человек.
Складывается впечатление, что менеджером по продаже может стать любой. Но на практике стать классным «сейлзом» могут единицы. Это особые люди. Их главное отличие от простых смертных - особые личностные характеристики и дар убеждения.
Найти «продажника»
Менеджер по продаже - одна из самых распространенных вакансий. И рынок насыщен специалистами, которые занимаются продажами различных товаров, продуктов и услуг. Однако высококвалифицированных специалистов гораздо меньше, чем предложений.
Сложности поиска возникают из-за того, что особенности продажи тесно связаны со спецификой товара. А значит, круг кандидатов на вакансию резко снижается. «Например, компании, работающие на рынке промышленного оборудования и техники, хотят видеть продавца с техническим образованием, который будет знать свой продукт: устройство, условия эксплуатации, эффективность использования. И в этом состоит основная сложность, - рассказывает Светлана Рощупкина, ведущий рекрутер кадрового агентства Keen on people (штат - 5 чел.). - Успешный квалифицированный инженер, получивший хорошее образование, обычно настроен на техническую карьеру - хочет быть инженером».
Рынок FMCG несколько иной. Образование не имеет столь принципиального значения. Здесь очень важно понимание принципов оборачиваемости товаров, формирование спроса, мониторинг потребностей партнеров по бизнесу и конечных потребителей. В этой сфере очень успешную карьеру делают специалисты с базовым экономическим образованием.
Сегодня компании-работодатели, представляя ситуацию на украинском рынке труда, готовы рассматривать специалистов с опытом в параллельных сферах или у компаний-партнеров и т.п. Но чаще они переманивают продавцов у конкурентов. Видимо, обучение обходится дороже, чем готовый спец. А вот «технари» готовы и учить молодых специалистов, полагая, что обладателя техническими знаниями можно научить продавать.
Hаталья Медведева, руководитель отдела исследований, оценки и развития персонала компании «Квазар-Микро» (штат - 900 чел.), делится опытом своей компании: «Главное требование к кандидату - опыт работы на рынке высоких технологий. Кандидат на должность менеджера по продаже должен иметь опыт продажи сложных IT-решений и консалтинговых услуг, эффективно оперировать большими объемами информации. Но компания ведет поиск и среди молодых перспективных специалистов, в том числе среди выпускников технических вузов».
А вот Инна Мокровольская, руководитель отдела управления персоналом компании «Астелит» (мобильный оператор life:), штат - более 1700 чел.), придерживается мнения, что для продавца наличие личностных качеств важнее определенного диплома. «Для менеджера по продажам среднего уровня необязательно владение английским языком либо какой-то диковинный диплом. В нашей стране хорошими «продажниками» становятся и дипломированные врачи, и инженеры, и филологи. Из личных качеств на первый план выходят коммуникационные навыки, умение организовывать и планировать, находить быстрое решение появляющимся проблемам, быть гибким и энергичным, уметь анализировать информацию и презентовать ее, а самое главное - быть лидером», - считает г-жа Мокровольская.
Работодатели предъявляют жесточайшие требования к его личностным характеристикам. «Такой специалист должен быть гибким, клиентоориентированным - понимать потребности бизнеса клиента и быть своеобразным бизнес-консультантом. Это позволяет не только привлечь клиента своим профессиональным подходом, но и удержать его. Для компаний очень важно, чтобы продавец был ориентирован на результат, а не только на процесс. Такой специалист не должен бояться начинать сначала. Настойчивость, такт и профессионализм - это основные черты характера продавца», - говорит Светлана Рощупкина.
Кроме того, бизнес компании и потенциальных клиентов может быть представлен в различных регионах или по всей стране. Соответственно, в различных отраслях командировки менеджера по продажам могут занимать 70-80% рабочего времени. Такой тип деятельности подходит людям гибким и мобильным.
Привлекательный процент
На сегодняшний день у специалистов по продаже самые высокие заработки среди сотрудников компаний их ранга, правда, за счет гибкой оплаты труда: продавцы обычно получают процент с доходов от продажи товаров. Правда, для новичков в такой сфере деятельности зарплаты обычно не очень высокие ($200-300+%). В хороших стабильных компаниях общий размер зарплаты составляет $800 в месяц. Сейлз-директор с хорошим образованием, большим (от пяти лет) опытом работы в иностранных компаниях может рассчитывать на ставку $1,5-2,5 тыс. плюс процент от продаж.
Предлагаемая оплата зависит и от специфики деятельности компании. «Традиционная схема оплаты труда специалистов по продаже: ставка + процент. В некоторых компаниях (чаще рынок FMCG) изначально ставка невысокая, но при выполнении и перевыполнении финансового плана специалист получает очень высокий процент, - рассказывает Светлана Рощупкина. - В компаниях, которые работают на рынке техники и оборудования, схема несколько иная: ставка достаточно высокая с самого начала, она постепенно растет, а по итогам сделки или по итогам года специалист получает бонус. У такого специалиста доход высоким будет по итогам года. Различия в схемах оплаты труда делают затруднительным переход из одной сферы в другую. Далеко не всегда квалифицированные продавцы одного вида товара готовы начинать с меньшего уровня дохода в другой отрасли».
Поскольку сделать высокую ставку «продажнику» абсолютно нецелесообразно, руководители заманивают классных сейлз-менеджеров всевозможными бонусами и процентами и нематериальными формами мотивации.
«Прежде всего, мы готовы предложить работу в международной компании, - рассказывает Инна Мокровольская. - Что касается компенсационного пакета, то, помимо обычной для всех сотрудников конкурентоспособной зарплаты, различных льгот и компенсационных выплат, медицинского страхования самого сотрудника и его семьи, менеджер по продажам может рассчитывать на служебную машину и вознаграждение по результатам работы. Здесь четко работает принцип: больше сделал - больше заработал».
Наталья Медведева делится опытом своей компании: «Чтобы заинтересовать специалиста, мы предлагаем практически неограниченные возможности для профессионального развития, участие в корпоративных программах обучения на регулярной основе, карьерный рост. Нынешняя социальная политика компании предусматривает участие работников в корпоративных кредитных программах, в скором будущем планируется внедрить систему медицинского страхования для сотрудников компании».
В свою очередь сами специалисты по продажам вполне довольны предлагаемыми льготами, правда, с некоторыми уточнениями. «Главная проблема у стартующих менеджеров - мизерная ставка. Проблема в том, что часто низкие продажи могут зависеть и от внешних причин, например, сезонности. Боссам стоит продумать более гибкую схему оплаты для «продажников» подобных групп товаров,чтобы не отпугивать молодых, но перспективных продавцов», - говорит Дмитрий Боярский, директор по продаже компании Linko (дистрибуция канцтоваров, штат - 60 чел.).
Помощь извне
По мнению наших экспертов, 50% успеха в поиске хорошего сейлз-менеджера - грамотная формулировка задач, которые будут стоять перед этим специалистом. Особенно актуально это для работодателей, которые обращаются за помощью в кадровые агентства.
«Обязанностью агентства является привлечение потенциальных кандидатов, поиск наиболее интересных кандидатов на рынке, оценка их мотивации и личностных качеств в контексте корпоративных стандартов и культуры. А значит, чем скрупулезнее будет снят заказ, тем выше вероятность того, что агентство представит именно тех кандидатов, чьи профессиональные качества в большей степени соответствуют потребности компании-клиента, - рассказывает Светлана Рощупкина. - Для рекрутера очень важно понимать ситуацию на рынке, где работает клиент, знать партнеров, конкурентов. Очень важно обсудить с клиентом круг компаний, специалисты которых были бы интересны. Четко обсудить все возможные ограничения по поиску: компании, из которых кандидаты не рассматриваются, возраст, пол и т.п. Вспомогательной информацией в таком случае будет информация о потенциальных клиентах. С руководителем отдела продаж необходимо четко прояснить ситуацию по личностным качествам и мотивации потенциальных кандидатов: взаимодействие в коллективе - это тоже очень важный фактор».
Многие компании и агентства практикуют стрессовое интервью со специалистами на вакансии, связанные с продажами. Это действительно эффективная методика, позволяющая увидеть кандидата в условиях, приближенных к «полевым», - специалист по продажам работает в конкурентных условиях, в условиях давления со стороны клиента и в условиях четкого планирования. Некоторые компании прибегают к услугам консалтинговых компаний, которые создают специально для них тестовые задания, т.е. методика позволяет определить соответствие корпоративной культуре, наличие тех или иных качеств и личностных навыков. Такие тесты являются вспомогательными, а не основными методами оценки и позволяют более качественно сделать выбор.
Очень эффективна система сбора рекомендаций. Эту процедуру выполняет либо сама компания-работодатель, либо поручает это агентству. В список рекомендодателей в таких случаях включаются, по согласованию с кандидатом, клиенты, партнеры, коллеги, руководитель с предыдущего места работы. Это тоже вспомогательная информация, но анализ всех полученных сведений из интервью, тестов, рекомендаций позволяет сделать вывод о той или иной степени эффективности данного кандидата на предлагаемую вакансию.
Тесты продажи
Предложенные методики отбора специалиста по продажам компании могут проводить своими силами, не прибегая к помощи кадровых агентств и консалтинговых компаний.
Дмитрий Боярский считает, что в первую очередь необходимо проверить знание «техники продажи» у претендента. Для этого достаточно провести стандартный тест, но обратить внимание на некоторые детали. Экзаменуемого часто просят продать любую вещь со стола интервьюера: степлер, скрепку и т.д. Только не стоит брать ручку - слишком хрестоматийный пример. Слушая кандидата, важно обратить внимание на несколько моментов. Во-первых, хороший «продажник» не лезет за словом в карман и обладает нестандартным мышлением.
Во-вторых, если кандидат задает много вопросов и строго дозирует презентацию - он истинный сейлз. Если он не спрашивает, а только говорит («укатывает») - навыки продаж отсутствуют.
В-третьих, если кандидат говорит фразы «мне кажется», «я думаю» и т.д., значит, он направлен на себя, а не на клиента. Для «продажника» это плохо.
Кроме того, наш эксперт-психолог Римма Валина советует обратить внимание на речь кандидата: «Если человек, описывая достижения, употребляет слова: сделка, договор, продажа - он ориентирован на результат. Если же он употребляет слова: делал, искал, договаривался - он ориентирован на процесс, и результата вам не видать. Если на вопрос, почему одни успешны в продажах, а другие нет, человек приводит доводы, связанные с личными усилиями, - он берет ответственность на себя. Если он называет внешние причины: качество товара, везение, ситуацию, - результата не ждите».
Дополнительно Римма Валина предлагает провести мини-тест на определение мотивации кандидата: «Претендента просят ответить на вопрос: «Что вы будете продавать в первую очередь (назовите последовательность): товар, компанию или себя?» Хороший продавец (особенно если есть задача найти человека без опыта) поставит их в следующем порядке: сначала себя - установлю личное доверие, потом компанию - подкреплю доверие репутацией, и только потом продукт (как бы между прочим)».
И последнее. Для того чтобы вас не обвели вокруг пальца красивой презентацией и впечатляющим резюме, необходимо детально расспрашивать о каждом пункте, обозначенном в этом самом резюме, утверждает Инна Мокровольская: «Залог успеха - в просьбе привести примеры. Если кандидат говорит вам, что он отвечал за продажи, скажем, западного региона, и организовывал там систему продаж, то не поленитесь уточнить, в чем эта система состояла; что именно он для этого делал; что было уже до него, а что стало его достижением; где заканчивалась его работа и начиналась работа его начальника, подчиненного; что было наиболее сложным, а что далось легко. Показателем хорошего ответа есть наличие конкретики в ответе: имена, названия, сроки и, конечно же, цифры. Настоящий «продажник» всегда хорошо помнит свои количественные показатели».
КАК ОТЛИЧИТЬ ПОДДЕЛКУ
• Выяснить реальные функциональные обязанности на прежнем месте работы. В крупных компаниях функции общения и ведения переговоров с клиентами и заключение контрактов разделены.
• Проверить знание «техники продажи». Хорошие коммуникаторы («хорошо подвешенный язык») далеко не всегда являются хорошими продавцами. Обратить внимание на особенности речи (направленность на себя или на клиента) и нестандартность мышления.
• Требовать в ответах больше конкретики: имена, названия, сроки и цифры. Хороший сейлз-менеджер помнит своих клиентов по имени и отчеству, помнит количественные показатели и даты.
• Попросить рекомендации, поскольку менеджеры по продажам тесно связаны с финансами. Желательно, чтобы были представлены и коллеги, и партнеры, и клиенты. Это даст наиболее полную информацию.
Об авторе
"Власть денег"
Условия перепечатки
При репосте статьи "Продавцы от бога", пожалуйста укажите источник - сайт http://www.iphosting.ru/ (Платный профессиональный хостинг) — и информацию об авторе.Смотрите также
Брифинг Для Сетевиков
«Искусство коммерции – это не искусство продажи. Это не умение убедить кого-либо сделать покупку. Это искусство создавать условия, при которых покупатель сам себя убеждает в этом. И наиболее убедительным аргументом в пользу покупки является тот факт, что другие стремятся приобрести ту же вещь!» Х. Маккей
Как быть с незаменимыми сотрудниками и нужна ли лояльность персонала?
Сколько раз я слышал о том, что того или иного сотрудника уволить невозможно, потому что он незаменим. И руководитель в таком случае, попадая в зависимость, попросту не знал что делать. Уволить – работа отдела встанет. Как же быть? Разберемся в первопричине незаменимости. Откуда это пошло?
Незаменимыми сотрудников делаете вы сами, а точнее, это происходит автоматически ввиду отсутствия системы, отсутствия критериев оценки эффективности деятельности персонала и отсутствия определенных процессов. Наличие системы, а, говоря иными словами – правил и порядков, позволяет полностью исключить зависимость компании от сотрудников, невзирая на занимаемую должность, выполняемые функции, опыт, срок работы сотрудника в компании.
В США считают, что нет смысла держать дорогих высококвалифицированных специалистов – лучше выделить процессы и поставить несколько более низкооплачиваемых сотрудников. При этом управляемость не то что не теряется, она значительно улучшается. За счет чего? За счет системы. В нашем случае, при помощи системы мы можем препятствовать появлению самого понятия «незаменимость».