IPHosting (платный профессиональный хостинг)

Здравствуйте, Гость

Главная страница » Бизнес » Прочее, полезное » Рынок майонеза.

Рынок майонеза.

Добавлено: Элина | 16.09.2009
Просмотров: 14818
Слов: 1642
Рейтинг: 3.00


Уровень душевого потребления этого соуса в стране достаточно высок, и по емкости рынка майонеза Россия занимает одно из первых мест в мире. При этом единого мнения о том, каков размер российского рынка этой продукции, не существует. Официальная статистика Госкомстата за 2003 год показывает около 350 тысяч тонн, в то время как крупные игроки оценивают совокупное потребление на уровне 400–450 тысяч тонн, и даже называется цифра в 500 тысяч тонн. Соответственно, данные по рынку в стоимостном выражении разнятся от 600 млн. до 1 млрд. долларов.

Что касается динамики потребления, то и здесь мнения экспертов отрасли заметно различаются. Согласно одной точке зрения, рынок уже достиг насыщения, и в лучшем случае можно ожидать лишь небольшого увеличения спроса – в пределах 3%. Другая точка зрения состоит в том, что совокупное потребление будет продолжать расти из года в год достаточно высокими темпами – на уровне 10%. Сходятся оценки лишь в части, касающейся развития рынка в денежном выражении. Смещение спроса от дешевой продукции к более дорогой позволяет уверенно говорить о сохранении выраженной положительной динамики совокупных расходов россиян на майонез.

В настоящее время производители предлагают на рынок майонез нескольких видов, из которых самым известным и популярным является "Провансаль". Многие компании используют это знакомое практически всем россиянам название в качестве наименования своей продукции: "Скит Провансаль" (ООО "Компания Скит", Москва), "Россиянка Провансаль" (ОАО "Московский жировой комбинат") и другие. По итогам первого полугодия 2004 года, майонез такого типа занимал на рынке 45% по объему и 42% по стоимости; меньшая доля в денежном выражении говорит об относительно невысокой средней цене продукции этой категории.

Оливковый майонез, еще недавно считавшийся новым продуктом, также пришелся по вкусу российским потребителям – на него приходилось более 27% рынка в натуральном выражении
Продукция этого сегмента относится к более высокой ценовой категории по сравнению с "Провансалем", хотя некоторые компании позиционируют свои марки майонеза на основе оливкового масла в нижнем ценовом сегменте.

Майонезы с вкусовыми добавками, а также витаминизированные и обогащенные майонезы пока не пользуются спросом у россиян – их доля по объему в первом полугодии 2004 года составляла соответственно 1,7 и 0,03%.

Наибольшей популярностью у потребителей пользуется майонез в устойчивом пакете без дозатора – по итогам рассматриваемого периода, на такую продукцию приходилось 39,2% в натуральном и 43,7% в стоимостном выражениях.

Приблизительно одинаковые доли рынка – 12–14% по объему – занимала продукция в устойчивых пакетах с дозатором и прочих пластиковых пакетах, а также в стеклянной банке с закручивающейся крышкой.

Тем не менее, гораздо более важным критерием выбора для потребителей является жирность продукта. Существует множество возможных значений жирности – от 10–15 до 75% и выше, однако майонез принято группировать по трем основным сегментам: низкокалорийный (менее 40% жирности), среднекалорийный (40–55%) и высококалорийный (более 55%).

Большинство потребительских опросов показывают, что россияне отдают предпочтение высококалорийной продукции, об этом же свидетельствуют и результаты розничного аудита компании "Бизнес Аналитика": на этот сегмент в первом полугодии 2004 года приходилось почти 60% общего объема продаж как в натуральном, так и в стоимостном выражениях (табл. 3). Причем 55 из этих 60% в натуральном выражении приходится на майонез с 67%-й жирностью.
Доля среднекалорийной продукции составила 23,8% по объему и 27,6% по стоимости. Основой этого сегмента является майонез с 55%-й жирностью. Соответственно, оставшиеся 17% по объему и 12% по стоимости приходились на низкокалорийный сегмент.

Интересно, что многие потребители считают продукцию с низким содержанием жира менее качественной. В то же время положительное влияние на развитие этого сегмента оказывает фактор заботы о здоровье, который приобретает для россиян все большее значение.

Георгий Твалчрелидзе

Источник: "Бизнес Аналитика"

Опубликовано: Russian Food & Drinks Market Magazine #1 (65), 2005

Обзор российского рынка майонеза: опрос потребителей

В октябре 2004 года компанией "Левада-Центр" был проведен опрос по репрезентативной выборке населения России. В опросе приняли участие жители 130 населенных пунктов.

Согласно результатам исследования, для российских потребителей майонеза основным критерием при выборе данного продукта является вкус – этот вариант ответа отметили 79% респондентов. Кроме того, немаловажную роль играют такие показатели, как срок годности продукта и соотношение цены и качества, – эти факторы указали по 44% россиян. Для 31% опрошенных обязательным условием при покупке майонеза является низкая цена.

Российские потребители в основном предпочитают майонез, изготовленный отечественными производителями, – данный фактор как наиболее значимый отметили 31% опрошенных. Для 11% потребителей важна высокая жирность, тогда как 10%, напротив, выбирают низкокалорийный майонез. Менее всего россияне обращают внимание на оформление упаковки и тип материала, из которого она изготовлена, – на каждый из этих вариантов приходится по 7% ответов. По мнению большинства респондентов, известность марки – так же, как и активная рекламная кампания – практически не влияют на выбор.

Доля активных потребителей майонеза, то есть тех, кто употребляет данный продукт практически каждый день, составляет 34% (рис. 1). От одного до трех раз в неделю его потребляют около 37% опрошенных. Несколько раз в месяц данный продукт используют 13% россиян. Только 7% от общего числа опрошенных ответили, что никогда не употребляют майонез.

Предпочтения потребителей майонеза по упаковке распределились следующим образом: на майонезе в стеклянной банке останавливают свой выбор 27% опрошенных, стоячий пакет "Дой-пак" и пластиковую банку выбирают соответственно 21 и 20% респондентов. Остальные типы упаковки востребованы в меньшей степени. Так, например, майонез в пластиковом ведерке и полиэтиленовом пакете-"подушке" покупают соответственно 13 и 12% опрошенных.

Стоит отметить, что потребители, живущие в Москве и других крупных городах, – 38 и 32% респондентов соответственно – гораздо чаще, чем жители небольших населенных пунктов, приобретают майонез в "Дой-пак". В свою очередь, у жителей небольших городов и сел популярностью пользуется майонез в стеклянной или пластиковой банке, а также в пластиковом ведерке. Такая особенность потребления связана с тем, что в более крупных городах, где уровень доходов населения в целом выше, предпочтение отдается майонезу в меньшей по объему упаковке, которая предназначена для разового применения. Для людей же с меньшим достатком – жителей небольших городов и сел – подходит экономичный вариант объемной упаковки, которая вмещает несколько маленьких и является более выгодной по цене.

При ответе на вопрос о том, какие марки майонеза известны респондентам – без карточки с подсказками, – наибольшее количество респондентов первыми упоминали две марки: Calve (ООО "Юнилевер СНГ") и "Моя семья" (ПГ "Петросоюз", Санкт-Петербург) – соответственно 17 и 12% опрошенных.

По показателю спонтанной известности также лидируют Calve и "Моя семья" – на каждую марку приходится по 40% ответов, – и брэнды "Мечта хозяйки" (ПГ "Петросоюз") – 24%, "Ряба" (ОАО "Нижегородский масложировой комбинат") – 21% и "Оливия" (ЗАО "ТД "Богородский", Москва) – 16%.

Кроме того, респондентам было предложено отметить знакомые марки майонеза из числа представленных в списке. При этом выяснилось, что марку "Моя семья" знают 78% потребителей, Calve – 75% респондентов, "Мечту хозяйки" – 59%, "Рябу" и "Оливия" – соответственно 51 и 40% россиян. Брэнды Delmy (ООО "Юнилевер СНГ") и Maggi (Nestle, Швейцария) знают по 37% опрошенных.

При ответе на вопрос о знании марок майонеза среди прочих довольно часто упоминались "Оливковый" и "Провансаль", при этом производитель не назывался, что демонстрирует высокую степень ориентации российских потребителей на тип продукта вне зависимости от марки.

В целом по стране потребительские предпочтения распределяются в соответствии со знанием марок, то есть лидируют три основных брэнда: "Моя семья" – этот майонез покупают 15% россиян, Calve – ему отдают предпочтение 11% респондентов и "Мечта хозяйки", который выбирают 9% потребителей (рис. 3). Однако при анализе предпочтений россиян важно учитывать региональный аспект потребления майонеза.

В большинстве регионов выпускаются собственные марки, которые часто опережают лидеров общероссийского рынка. Например, потребители Уральского округа, наряду с тремя основными общероссийскими марками практически в равной степени предпочитают майонез "Слобода" (группа компаний "Эфко") и "Ряба" – соответственно 20 и 17% ответов. *

В Центральном регионе можно выделить следующие наиболее потребляемые брэнды: "Ряба" – 15%, "Оливия" – 13%, Calve и "Слобода" – по 12% ответов.

В Южном регионе, где лидирует Calve – его назвали 13% опрошенных, – также представлен широкий ряд региональных брэндов, в том числе "Байсад" (ООО "Регион продукт, Ставрополь), "ЛБК" (ЗАО "ЛБК", Ростов-на-Дону) и "Камышинский" (ООО "Камышинский комбинат продуктов питания", г. Камышин, Волгоградской области). **

У жителей Северо-Западного региона безусловным фаворитом является брэнд "Моя семья" – его выбирают около трети респондентов.

Потребители Приволжского округа в большинстве случаев отдают предпочтение майонезу "Провансаль" - без указания конкретной марки и производителя. Популярностью пользуются брэнды "Обжорка" (ООО "Обжорка", г. Набережные Челны) и "Здрава" (ОАО "Кировский маргариновый завод", г. Киров).

В Сибирском округе также лидирует майонез "Провансаль". Кроме того, многие респонденты отметили марку "Оливьез" (ОАО "Новосибирский жировой комбинат").

В Дальневосточном округе предпочитают "Золотой майонез" (российско-корейское совместное предприятие ООО "Лука") и майонез "Асарти" (ООО "Интеграл-Плюс", Амурская область).
Если рассматривать основные марки, лидирующие в целом по России, то их региональное потребление распределяется следующим образом.

Майонез "Моя семья" предпочитает 25% жителей Сибирского округа, 20% – Северо-Западного, 19% – Приволжского, 16% – Центрального, 10% – Уральского, а также по 5% покупателей – в Южном и Дальневосточном регионах.

Марку Calve выбирают 30% потребителей, живущих в Центральном округе, по 19% потребителей Северо-Западного и Сибирского, 14% – Южного, 8% – Приволжского, 6% – Уральского, 5% – Дальневосточного региона.

"Мечта хозяйки" пользуется спросом у 23% респондентов из Северо-Западного округа. Кроме того, этот брэнд предпочитают по 20% респондентов в Сибирском и Центральном, 16% – в Приволжском, 14% – в Уральском, 7% – в Дальневосточном и 1% – в Южном округе.

Брэнд "Оливия" выбирают 43% жителей Центрального округа, 21% – Приволжского, 13% – Северо-Западного, 8% – Сибирского, 9% – Южного, по 3% Уральского и Дальневосточного регионов.
Майонез "Ряба" пользуется спросом у 50% потребителей, живущих в Центральном округе, 24% респондентов из Приволжского, 11% – из Уральского, 6% – из Северо-Западного, 5% – из Сибирского, 2% – из Южного и 1% – из Дальневосточного округа.

Марку "Слобода" выбирают 51% жителей Центрального округа, по 17% – Приволжского и Уральского, по 6% – Южного и Сибирского, 3% – Северо-Западного и 1% – Дальневосточного региона.
Таким образом, можно отметить, что потребление майонеза в России характеризуется региональными особенностями, прежде всего наличием большого количества местных производителей, известных только на территории конкретного региона. Ассортимент выпускаемой продукции постоянно расширяется, вместе с тем расширяется и сфера применения майонеза.
Потребители отдают предпочтение отечественным маркам, но вместе с тем они не очень хорошо ориентируются в представленных на рынке брэндах и не знают производителей, потому что основным критерием выбора для них служит тип майонеза – оливковый или провансаль. Кроме того, обязательным условием покупки майонеза является хороший вкус. Как показывают результаты фокус-групп, у российских потребителей происходит переориентация на продукцию более низкой калорийности. Так, все чаще предпочтение отдается оливковому майонезу, который характеризуется мягким и нежным вкусом, является более питательным и полезным.

Об авторе

Ирина Палилова Исследования компании "Левада-Центр"



Условия перепечатки

При репосте статьи "Рынок майонеза.", пожалуйста укажите источник - сайт http://www.iphosting.ru/ (Платный профессиональный хостинг) — и информацию об авторе.
Смотрите также

Сортировка И Вывоз Мусора
В мире сортировка мусора – процесс обычный. Отходы нужно сортировать с целью нанесения меньшего вреда окружающей среде при их утилизации. Возле домов стоят симпатичные контейнеры для выброса мусора. Даже на перронах установлены урны с четырьмя отделениями. В данной статье Вы можете ознакомиться с немецким опытом в сфере сортировки и вывоз мусора. (твердых бытовых отходов).

Примеры исковых заявлений.
01.05.1999 г. налоговый инспектор Мукин И.М. во время производимой им проверки на Кировском рынке изъял у меня государственное свидетельство о регистрации меня в качестве предпринимателя без образования юридического лица от 23.01.1998 г. серия СТА №1234.
Действия налогового инспектора Мукина И.М. считаю неправомерными по следующим мотивам:
Так, Мукин И.М. не предъявил постановление на выездную проверку, которое должен был иметь в соответствии с приказом Минитсра РФ по налогам и сборам от 31 марта 1999 г. №ГБ-3-16/67, что может сви-детельствовать о том, что инспектор ГНИ Мукин И.М. в нарушение ст. 89 НК РФ осуществил выездную проверку без решения на то руководителя ГНИ по Кировскому району г. Астрахани.