IPHosting (платный профессиональный хостинг)

Здравствуйте, Гость

Главная страница » Бизнес » Прочее, полезное » Лучше деньгами? Не факт!

Лучше деньгами? Не факт!

Добавлено: Гость | 22.05.2009
Просмотров: 11749
Слов: 1361
Рейтинг: Нет оценки


Многие владельцы бизнеса считают, что социальные пакеты скорее вредны, чем полезны, так как провоцируют иждивенческие настроения и приучают работников предъявлять к компании излишние требования. В чем смысл льгот, если уровень зарплаты позволяет сотрудникам самим приобретать необходимые услуги?

На первый взгляд, система льгот внутри фирмы действительно создает дополнительную головную боль для руководства. Но известное правило "лучше деньгами" срабатывает далеко не всегда. "При работе с людьми, достигшими определенного профессионального уровня - квалифицированными специалистами, миддлами и топами - соцпакет становится необходимым инструментом мотивации, - утверждает Екатерина Степанова, PR менеджер рекрутингового агентства CT Personnel. - После того как зарплата начинает превышать порог в $1000-2000, при наличии машины и жилья, у человека возникает ощущение уверенности - "я в порядке". Но как раз на этом этапе многие осознают, что достигли максимума в зарплате, и тогда более важными стимулами становятся нематериальные факторы и эмоциональная мотивация".

"Горячая пятерка" самых эффективных мотиваторов

1. Медицинская страховка

2. Карты на посещение фитнес-клубов

3. Обучение и повышение квалификации

4. Возможность получить беспроцентную ссуду
или кредит на льготных условиях

5. Корпоративный пенсионный план

Иногда компании идут по пути адресного предоставления льгот. В этом случае в социальном пакете могут быть некие постоянные позиции, одинаковые для всех (скажем, медстраховка), и переменная часть, которая ориентирована на потребности разных категорий сотрудников. Компании, которые всерьез озабочены вопросами удержания и мотивации персонала, проводят специальные исследования, для того чтобы выявить эти потребности и предложить работникам именно то, что их интересует. Та же медстраховка становится более вариативной: в зависимости от пожеланий работника она может быть предоставлена также одному или нескольким членам его семьи. В некоторых фирмах практикуется так называемая "ассортиментная корзина", из которой сотрудник сам может выбрать привлекательные для него льготы (безусловно, в пределах выделенного бюджета). "При формировании социального пакета внимание может обращаться на самые разные стороны жизни, - поясняет Галина Мельникова, генеральный директор компании HR Partners. - Например, предложение отдельных социальных программ для женщин и мужчин: если женщинам может быть интересно пользование корпоративным детским садом, то мужчинам - членство в охотничьем клубе и т.п.". Приоритеты меняются в связи с развитием рынка и повышением уровня жизни. Так, в начале 90-х годов предоставление служебного автомобиля было очень серьезным мотиватором, а сейчас эта льгота воспринимается спокойно.

"Пожалуй, с точки зрения долгосрочной мотивации самой привлекательной частью социального пакета является корпоративный пенсионный план, - говорит Екатерина Степанова. - Молодые люди очень хорошо понимают, что "жить, как на Западе" означает также необходимость самостоятельно накопить денег на старость".

Русскому хорошо, немцу тоже

Не секрет, что российские и иностранные компании по-разному формируют компенсационные пакеты сотрудников. И дело тут не столько в большей щедрости или богатстве той или иной стороны, сколько в пресловутой разнице менталитета.

Российский и западный менеджмент: точки сближения

Составляющие социального пакета Частота использования льготы

Российские компании Западные компании

Оплата мобильной связи С С

Оплата больничного сверх норматива С С

Обучение С С

Питание Р Ч

Транспортные расходы/корпоративный автомобиль Ч Ч

Медицинская страховка Р Ч

Страхование жизни Н Ч

Корпоративный пенсионный план Р Ч

Клубные карты (фитнесс, веллнесс) Р Ч

Ссуды, материальная помощь Ч Р

Система скидок Ч Р

С - затраты российских и западных компаний на данный пункт равны или сопоставимы, льгота используется в абсолютном большинстве компаний

Р - льгота используется редко

Ч - льгота используется часто

Н - льгота практически не используется

По данным компании АНКОР и агентства CT Personnel

Показательно, что иностранные работодатели уделяют много внимания состоянию здоровья своих сотрудников, предоставляя не только возможность лечиться "по факту", но и укреплять организм, регулярно посещая спортивный клуб. Чисто западным поветрием является и страхование жизни. "В крупных международных компаниях считается хорошим тоном страховать сотрудников, чья деятельность сопряжена с частыми переездами и перелетами, от несчастного случая. Эта льгота менее популярна среди российских работодателей. Данный вид страхования используют 50 % иностранных фирм и только 14% отечественных", - утверждает Екатерина Варга, руководитель проекта компании АНКОР.

Обеспечение сотрудников питанием тоже может рассматриваться как инвестиция в их здоровье, но опять-таки западные компании чаще обращают на это внимание. Зато ежемесячные расходы россиян часто превышают доходы. Поэтому отечественные работодатели чаще возмещают сотрудникам транспортные издержки и предоставляют кредиты или беспроцентные ссуды на крупные покупки. Традиционной российской льготой является материальная помощь в чрезвычайных случаях (рождение, смерть, свадьба). Ее предоставляют 64 % российских - и только 35 % иностранных компаний.

Однако, "несмотря на существенные различия и в культурных традициях, и, зачастую, финансовых возможностях, просматривается тенденция к постепенному сближению манеры ведения бизнеса с точки зрения управления персоналом, заботы о нем, - рассказывает Екатерина Варга. - Более того, по некоторым социальным позициям отечественные работодатели держат первенство - например, обучение сотрудникам предлагает 100 % российских и 91 % западных компаний".

Но иногда организация вообще не тратит ни копейки "живых" денег на предоставление бонусов. Например, в социальный пакет компании Procter&Gamble включена такая необычная позиция, как... гибкий рабочий график.

Одной рукой даю, другой - забираю?

Парадоксально, но довольно часто солидный социальный пакет встречается на тех предприятиях, где "в нагрузку" к льготам прилагаются самодур-начальник, непродуманная корпоративная политика и массовые увольнения как основной способ сокращения возросших издержек. "Когда я работала на крупной кондитерской фабрике, моему социальному пакету можно было только позавидовать: мобильная связь, медстраховка, карта фитнес-клуба, горячее питание, - рассказывает Лилия Смирнитская, маркетолог, - но льготы предоставлялись выборочно, в зависимости от настроения владельца, которое менялось очень часто". Кроме того, в корпоративной столовой было "три уровня питания": для топ-менеджеров, для сотрудников офиса и для тех, кто работал на производстве. На каждом уровне существенно различалось не только меню и... качество блюд. Топы всегда были довольны питанием, от "офиса" периодически поступали замечания, а вот рабочие жаловались постоянно. По словам Лилии, подобное демонстративное разделение сотрудников на белую и черную кость - при постоянных заявлениях, что "мы одна семья" - очень демотивировало.

Марианна Киселева, консультант по рекламе, работала директором по рекламе в строительной фирме. Ей и по статусу, и по характеру работы полагался корпоративный автомобиль с водителем. Однако сотрудников ее ранга, которые имели права на ту же льготу, было четверо, а машин - всего две. Каждый раз, когда нужно было воспользоваться машиной, происходили конфликты, особенно в горячий период строительного сезона. "В ответ на наши претензии генеральный директор предложил заказывать такси, но когда однажды я воспользовалась предложением и принесла чек, это было встречено, мягко говоря, без энтузиазма, - вспоминает Марианна. - Было очень обидно: зачем же мне предоставляли бонус, если все равно лишили возможности им пользоваться?"

Любые изменения в социальном пакете в сторону его сокращения всегда воспринимаются довольно болезненно. "Здесь очень важны внутренние коммуникации - каким образом организация объясняет сотрудникам свои действия, - говорит Екатерина Варга. - Например, в случае отмены предоставления корпоративных обедов можно просто поставить людей перед фактом, что их не будут больше кормить. Другой вариант - сообщить, что компания не хочет навязывать сотрудникам одно и то же питание, а дает им право самим выбирать меню и место обеда". Но, разумеется, в таком случае имеет смысл предусмотреть хотя бы небольшую денежную дотацию.

Можно игнорировать рыночные тенденции и говорить, что сотрудники "заелись". Однако отдельные льготы в наши дни считаются фактически обязательными для уважающей себя компании. К их числу относятся, например, питание и медицинская страховка, и отмена любой из них считается неким моветоном.

Кто же прав в извечном споре "патерналистов", то есть сторонников опеки сотрудников, с "монетаристами", более уповающими на финансовые стимулы? Этот вопрос не имеет однозначного ответа. Современная жизнь диктует комбинированный подход. "Иждивенческая психология чаще свойственна низовому персоналу, который очень долго и без особого напряжения работает в компании, или родственникам топ-менеджеров, так как в этих случаях величина зарплаты и структура соцпакета не связана с результатами их труда", - считает Екатерина Степанова. Но если сотрудники правильно мотивированы, то и соцпакет воспринимается ими не как "бесплатный сыр", а как признание их профессиональных заслуг и статуса.

Социальный пакет - наиболее адекватная форма обратной связи сотрудника и работодателя, настраивающая специалистов на долгосрочные отношения с компанией. Но по мере развития рынка и усиления конкуренции, наличие тех или иных льгот перестает восприниматься соискателями как подарок судьбы, все большее значение начинают приобретать такие факторы, как наличие интересных проектов, перспектив карьерного и профессионального роста, благоприятной внутренней обстановки в компании.

Элитный персонал

Комментарии:

В США большинство работодателей "по умолчанию" предоставляет своим сотрудникам социальные пакеты. Как правило, они включают в себя оплачиваемые отпуска и праздничные дни, страхование жизни, здоровья и имущества. Встречаются и разнообразные адресные льготы: например, помощь в заботе о детях или дополнительное страхование по безработице. Существуют и нетрадиционные льготные программы: наиболее часто оплачивается лечение от алкогольной или наркотической зависимости, а также оказывается помощь в решении эмоциональных или финансовых проблем, которые влияют на эффективность работы (развод, задолженность по кредиту и т.п.). Оздоровительные программы, включающие в себя фитнес, борьбу с курением, стресс-менеджмент и семинары для желающих похудеть, направлены на предотвращение ситуаций, которые могут привести к потере здоровья и нетрудоспособности.

Об авторе

Источник не указан



Условия перепечатки

При репосте статьи "Лучше деньгами? Не факт!", пожалуйста укажите источник - сайт http://www.iphosting.ru/ (Платный профессиональный хостинг) — и информацию об авторе.
Смотрите также

Труба Гофрированная Пвх
Гофрированные трубы представляют собой трубчатые каналы на пластиковой основе и обладают высокой гибкостью, за счёт чего практически не нуждаются в дополнительной фурнитуре. Их можно прокладывать как при монтаже новых кабельных систем, так и при реконструкции уже существующих. Такие конструкции рассчитаны на длительную эксплуатацию и могут устанавливаться в жилых помещениях. Обычно их используют для открытой и скрытой прокладки электрических, телефонных и телевизионных кабелей, так как они обеспечивают защиту сетей от механических повреждений. Возможна прокладка по стенам (в стенах), потолкам (в потолках), из сгораемых и несгораемых материалов. Самозатухающий материал ПВХ исключает возможность возгорания от короткого замыкания и распространения пламени по трубе.

Эффективная экспресс почта
В наши дни, все большее число организаций, независимо от сферы личной бизнес деятельности обращаются в профессиональные курьерские службы. Совершенно явно ничего удивляющего в таком не найти, поскольку эти оказываемые услуги нужны абсолютно каждой организации, особенно, в варианте если отсутствует собственный штат курьеров, держать определенно который вполне способна не любая фирма. В наши дни служба доставки - это набор требуемых услуг предлагаемых на достойном показателе за вполне доступную оплату.