Лучше деньгами? Не факт!
Добавлено: Гость | 22.05.2009 |
На первый взгляд, система льгот внутри фирмы действительно создает дополнительную головную боль для руководства. Но известное правило "лучше деньгами" срабатывает далеко не всегда. "При работе с людьми, достигшими определенного профессионального уровня - квалифицированными специалистами, миддлами и топами - соцпакет становится необходимым инструментом мотивации, - утверждает Екатерина Степанова, PR менеджер рекрутингового агентства CT Personnel. - После того как зарплата начинает превышать порог в $1000-2000, при наличии машины и жилья, у человека возникает ощущение уверенности - "я в порядке". Но как раз на этом этапе многие осознают, что достигли максимума в зарплате, и тогда более важными стимулами становятся нематериальные факторы и эмоциональная мотивация".
"Горячая пятерка" самых эффективных мотиваторов
1. Медицинская страховка
2. Карты на посещение фитнес-клубов
3. Обучение и повышение квалификации
4. Возможность получить беспроцентную ссуду
или кредит на льготных условиях
5. Корпоративный пенсионный план
Иногда компании идут по пути адресного предоставления льгот. В этом случае в социальном пакете могут быть некие постоянные позиции, одинаковые для всех (скажем, медстраховка), и переменная часть, которая ориентирована на потребности разных категорий сотрудников. Компании, которые всерьез озабочены вопросами удержания и мотивации персонала, проводят специальные исследования, для того чтобы выявить эти потребности и предложить работникам именно то, что их интересует. Та же медстраховка становится более вариативной: в зависимости от пожеланий работника она может быть предоставлена также одному или нескольким членам его семьи. В некоторых фирмах практикуется так называемая "ассортиментная корзина", из которой сотрудник сам может выбрать привлекательные для него льготы (безусловно, в пределах выделенного бюджета). "При формировании социального пакета внимание может обращаться на самые разные стороны жизни, - поясняет Галина Мельникова, генеральный директор компании HR Partners. - Например, предложение отдельных социальных программ для женщин и мужчин: если женщинам может быть интересно пользование корпоративным детским садом, то мужчинам - членство в охотничьем клубе и т.п.". Приоритеты меняются в связи с развитием рынка и повышением уровня жизни. Так, в начале 90-х годов предоставление служебного автомобиля было очень серьезным мотиватором, а сейчас эта льгота воспринимается спокойно.
"Пожалуй, с точки зрения долгосрочной мотивации самой привлекательной частью социального пакета является корпоративный пенсионный план, - говорит Екатерина Степанова. - Молодые люди очень хорошо понимают, что "жить, как на Западе" означает также необходимость самостоятельно накопить денег на старость".
Русскому хорошо, немцу тоже
Не секрет, что российские и иностранные компании по-разному формируют компенсационные пакеты сотрудников. И дело тут не столько в большей щедрости или богатстве той или иной стороны, сколько в пресловутой разнице менталитета.
Российский и западный менеджмент: точки сближения
Составляющие социального пакета Частота использования льготы
Российские компании Западные компании
Оплата мобильной связи С С
Оплата больничного сверх норматива С С
Обучение С С
Питание Р Ч
Транспортные расходы/корпоративный автомобиль Ч Ч
Медицинская страховка Р Ч
Страхование жизни Н Ч
Корпоративный пенсионный план Р Ч
Клубные карты (фитнесс, веллнесс) Р Ч
Ссуды, материальная помощь Ч Р
Система скидок Ч Р
С - затраты российских и западных компаний на данный пункт равны или сопоставимы, льгота используется в абсолютном большинстве компаний
Р - льгота используется редко
Ч - льгота используется часто
Н - льгота практически не используется
По данным компании АНКОР и агентства CT Personnel
Показательно, что иностранные работодатели уделяют много внимания состоянию здоровья своих сотрудников, предоставляя не только возможность лечиться "по факту", но и укреплять организм, регулярно посещая спортивный клуб. Чисто западным поветрием является и страхование жизни. "В крупных международных компаниях считается хорошим тоном страховать сотрудников, чья деятельность сопряжена с частыми переездами и перелетами, от несчастного случая. Эта льгота менее популярна среди российских работодателей. Данный вид страхования используют 50 % иностранных фирм и только 14% отечественных", - утверждает Екатерина Варга, руководитель проекта компании АНКОР.
Обеспечение сотрудников питанием тоже может рассматриваться как инвестиция в их здоровье, но опять-таки западные компании чаще обращают на это внимание. Зато ежемесячные расходы россиян часто превышают доходы. Поэтому отечественные работодатели чаще возмещают сотрудникам транспортные издержки и предоставляют кредиты или беспроцентные ссуды на крупные покупки. Традиционной российской льготой является материальная помощь в чрезвычайных случаях (рождение, смерть, свадьба). Ее предоставляют 64 % российских - и только 35 % иностранных компаний.
Однако, "несмотря на существенные различия и в культурных традициях, и, зачастую, финансовых возможностях, просматривается тенденция к постепенному сближению манеры ведения бизнеса с точки зрения управления персоналом, заботы о нем, - рассказывает Екатерина Варга. - Более того, по некоторым социальным позициям отечественные работодатели держат первенство - например, обучение сотрудникам предлагает 100 % российских и 91 % западных компаний".
Но иногда организация вообще не тратит ни копейки "живых" денег на предоставление бонусов. Например, в социальный пакет компании Procter&Gamble включена такая необычная позиция, как... гибкий рабочий график.
Одной рукой даю, другой - забираю?
Парадоксально, но довольно часто солидный социальный пакет встречается на тех предприятиях, где "в нагрузку" к льготам прилагаются самодур-начальник, непродуманная корпоративная политика и массовые увольнения как основной способ сокращения возросших издержек. "Когда я работала на крупной кондитерской фабрике, моему социальному пакету можно было только позавидовать: мобильная связь, медстраховка, карта фитнес-клуба, горячее питание, - рассказывает Лилия Смирнитская, маркетолог, - но льготы предоставлялись выборочно, в зависимости от настроения владельца, которое менялось очень часто". Кроме того, в корпоративной столовой было "три уровня питания": для топ-менеджеров, для сотрудников офиса и для тех, кто работал на производстве. На каждом уровне существенно различалось не только меню и... качество блюд. Топы всегда были довольны питанием, от "офиса" периодически поступали замечания, а вот рабочие жаловались постоянно. По словам Лилии, подобное демонстративное разделение сотрудников на белую и черную кость - при постоянных заявлениях, что "мы одна семья" - очень демотивировало.
Марианна Киселева, консультант по рекламе, работала директором по рекламе в строительной фирме. Ей и по статусу, и по характеру работы полагался корпоративный автомобиль с водителем. Однако сотрудников ее ранга, которые имели права на ту же льготу, было четверо, а машин - всего две. Каждый раз, когда нужно было воспользоваться машиной, происходили конфликты, особенно в горячий период строительного сезона. "В ответ на наши претензии генеральный директор предложил заказывать такси, но когда однажды я воспользовалась предложением и принесла чек, это было встречено, мягко говоря, без энтузиазма, - вспоминает Марианна. - Было очень обидно: зачем же мне предоставляли бонус, если все равно лишили возможности им пользоваться?"
Любые изменения в социальном пакете в сторону его сокращения всегда воспринимаются довольно болезненно. "Здесь очень важны внутренние коммуникации - каким образом организация объясняет сотрудникам свои действия, - говорит Екатерина Варга. - Например, в случае отмены предоставления корпоративных обедов можно просто поставить людей перед фактом, что их не будут больше кормить. Другой вариант - сообщить, что компания не хочет навязывать сотрудникам одно и то же питание, а дает им право самим выбирать меню и место обеда". Но, разумеется, в таком случае имеет смысл предусмотреть хотя бы небольшую денежную дотацию.
Можно игнорировать рыночные тенденции и говорить, что сотрудники "заелись". Однако отдельные льготы в наши дни считаются фактически обязательными для уважающей себя компании. К их числу относятся, например, питание и медицинская страховка, и отмена любой из них считается неким моветоном.
Кто же прав в извечном споре "патерналистов", то есть сторонников опеки сотрудников, с "монетаристами", более уповающими на финансовые стимулы? Этот вопрос не имеет однозначного ответа. Современная жизнь диктует комбинированный подход. "Иждивенческая психология чаще свойственна низовому персоналу, который очень долго и без особого напряжения работает в компании, или родственникам топ-менеджеров, так как в этих случаях величина зарплаты и структура соцпакета не связана с результатами их труда", - считает Екатерина Степанова. Но если сотрудники правильно мотивированы, то и соцпакет воспринимается ими не как "бесплатный сыр", а как признание их профессиональных заслуг и статуса.
Социальный пакет - наиболее адекватная форма обратной связи сотрудника и работодателя, настраивающая специалистов на долгосрочные отношения с компанией. Но по мере развития рынка и усиления конкуренции, наличие тех или иных льгот перестает восприниматься соискателями как подарок судьбы, все большее значение начинают приобретать такие факторы, как наличие интересных проектов, перспектив карьерного и профессионального роста, благоприятной внутренней обстановки в компании.
Элитный персонал
Комментарии:
В США большинство работодателей "по умолчанию" предоставляет своим сотрудникам социальные пакеты. Как правило, они включают в себя оплачиваемые отпуска и праздничные дни, страхование жизни, здоровья и имущества. Встречаются и разнообразные адресные льготы: например, помощь в заботе о детях или дополнительное страхование по безработице. Существуют и нетрадиционные льготные программы: наиболее часто оплачивается лечение от алкогольной или наркотической зависимости, а также оказывается помощь в решении эмоциональных или финансовых проблем, которые влияют на эффективность работы (развод, задолженность по кредиту и т.п.). Оздоровительные программы, включающие в себя фитнес, борьбу с курением, стресс-менеджмент и семинары для желающих похудеть, направлены на предотвращение ситуаций, которые могут привести к потере здоровья и нетрудоспособности.
Об авторе
Источник не указан
Условия перепечатки
При репосте статьи "Лучше деньгами? Не факт!", пожалуйста укажите источник - сайт http://www.iphosting.ru/ (Платный профессиональный хостинг) — и информацию об авторе.Смотрите также
Труба Гофрированная Пвх
Гофрированные трубы представляют собой трубчатые каналы на пластиковой основе и обладают высокой гибкостью, за счёт чего практически не нуждаются в дополнительной фурнитуре. Их можно прокладывать как при монтаже новых кабельных систем, так и при реконструкции уже существующих. Такие конструкции рассчитаны на длительную эксплуатацию и могут устанавливаться в жилых помещениях. Обычно их используют для открытой и скрытой прокладки электрических, телефонных и телевизионных кабелей, так как они обеспечивают защиту сетей от механических повреждений. Возможна прокладка по стенам (в стенах), потолкам (в потолках), из сгораемых и несгораемых материалов. Самозатухающий материал ПВХ исключает возможность возгорания от короткого замыкания и распространения пламени по трубе.
Эффективная экспресс почта
В наши дни, все большее число организаций, независимо от сферы личной бизнес деятельности обращаются в профессиональные курьерские службы. Совершенно явно ничего удивляющего в таком не найти, поскольку эти оказываемые услуги нужны абсолютно каждой организации, особенно, в варианте если отсутствует собственный штат курьеров, держать определенно который вполне способна не любая фирма. В наши дни служба доставки - это набор требуемых услуг предлагаемых на достойном показателе за вполне доступную оплату.