Государственное Регулирование Российского Рынка Ценных Бумаг
Добавлено: natali2306 | 12.07.2011 |
Соответственно необходима активная и целенаправленная политика государства в отношении развития рынка ценных бумаг, формирования модели регулирования рынка, которая будет адекватна конкретным условиям российской экономики, национальным интересам и традициям.
Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг.
Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время продолжает формироваться. Регулированием РЦБ на государственном уровне занимаются:
- Высшие органы государственной власти:
Государственная дума (издает законы, регулирующие РЦБ);
Президент (издает указы);
Правительство (выпускает постановления, обычно в развитие указов президента).
- Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:
Министерство финансов РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение);
Центральный банк РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ и т. д.);
Государственный комитет по антимонопольной политике (устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением);
Госстрахнадзор (регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний);
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (занимается лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности. В будущем могла бы взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ).
Различают:
. государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;
. регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;
. общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.
Формы государственного управления рынком можно разделить на:
• прямое, или административное, управление;
• косвенное, или экономическое, управление.
Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:
1) установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;
2) регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
3) лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
4) обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
5) поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынком ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
• систему налогообложения;
• денежную политику;
• государственные капиталы;
• государственную собственность и ресурсы.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг — это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.
На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.
Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации выделяет следующие важнейшие принципы государственной политики на рынке ценных бумаг: а) государство, выполняя универсальную функцию по защите граждан, их законных прав и интересов, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на этом рынке. б) принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации; в) принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающийся на минимизации затрат из федерального бюджета, отказа от навязывания централизованных решений, гласности нормотворчества и обязательности участия профессиональных участников рынка в регулировании; г) принцип равных возможностей, означающий:
. стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;
. равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
. гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;
. отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;
. запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
. отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей). д) принцип преемственности государственной политики на рынке ценных бумаг, означающий последовательность государственной политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг; е) принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков, а также предполагающий разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.
Формой выражения государственного регулирования рынка ценных бумаг, прежде всего, являются нормативно-правовые акты, с помощью которых осуществляется регулирование. Область законодательства гораздо легче поддается влиянию государства, чем другие составляющие рынка ценных бумаг.
Следовательно, с помощью разумных законов можно обеспечить наиболее сильное воздействие с целью ускорения процесса становления фондового рынка.
На сегодняшний момент имеется около 1000 законодательных и нормативных документов, регулирующих различные стороны деятельности его участников. Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:
Закон «О центральном банке Российской Федерации»
Закон «О рынке ценных бумаг»
Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг и т. д.
Однако существующие документы зачастую не дополняют, а противоречат и даже взаимоисключают друг друга. Именно поэтому одним из одновных требований Указа Президента РФ №1008 от 1 июля 1996 года стало «обеспечение единства и непротиворечивости государственного регулирования рынка ценных бумаг через механизм обязательного согласования …» нормативных правовых актов исполнительной власти с ФКЦБ России.
Национальные интересы России определяют основные цели государственной политики на рынке ценных бумаг. К их числу относятся:
. создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и, прежде всего, в приватизированные предприятия;
. финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов;
. создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;
. перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института "эффективного собственника", повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации российских компаний;
. предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов;
. создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов;
. борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.
Государство может осуществлять так называемое прямое управление РЦБ, которое состоит в разработке норм и правил и контроля за их выполнением.
Кроме этого государство осуществляет и косвенное, или экономическое управление РЦБ через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.
В настоящий момент преобладающим является косвенное регулирование РЦБ, а именно:
- контроль за денежной массой в обращении и объемом предоставленных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;
- изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;
- гарантии правительства (по депозитам, кредитам, займам частного сектора и др.);
- внешнеэкономическая (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения и т. д.) и внешнеполитическая деятельность (развитие или свертывание политических контактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия и пр.).
На сегодняшний день, если государственные органы действительно станут реальной властью в стране, то наша страна может надеяться на дальнейшее развитие во всех отраслях жизнедеятельности. Все-таки Россия – страна с огромным потенциалом и она должна занять подобающее ей место в мире.
Об авторе
http://www.rusarticles.com/
Условия перепечатки
При репосте статьи "Государственное Регулирование Российского Рынка Ценных Бумаг", пожалуйста укажите источник - сайт http://www.iphosting.ru/ (Платный профессиональный хостинг) — и информацию об авторе.Смотрите также
Приводные ремни в промышленности
В машиностроении, станкостроении, сельскохозяйственных машинах зачастую существует необходимость в передаче крутящего момента с вала двигателя к приемному валу промежуточного механизма.
С чего начать свой новый бизнес.
Шаг 1. Личный подход
Начинать свой бизнес нелегко. Окружающие могут заставить вас сомневаться в пользе дела и своих силах, спрашивая: «А где ты возьмешь начальный капитал? Как ты будешь продвигать себя?»
Максимально четко определить для себя мотивацию - лучшее, что может быть сделано в начале пути. Установите свои намерения (замысел), цель начинания и предназначение. Так вы заложите эмоциональную основу своего бизнеса.
Общий замысел начинания можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, важно, что новое дело значит лично для вас, чего вы стремитесь достичь с его помощью. С другой стороны, не меньшее значение имеет и польза, которую ваше начинание принесет окружающим.